+7 (831-30) 6-98-99

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

2005

2004

2003

2002

2001

2000

1999

1998

1997





Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского

Описание
проекта
Состав
оборудования
Фотогалерея

Летом 2012 г. фирма «Система» совместно со строительной организацией ООО «Пермстроймет» провела реконструкцию оркестровой ямы одного из старейших театров страны — Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского.
Художественный руководитель театра, всемирно известный дирижер-постановщик Теодор Курентзис поставил непростую задачу — в кратчайшие сроки не просто увеличить размеры ямы, но и сделать её легко трансформируемой для достижения лучшего акустического эффекта.


После победы в аукционе был разработан проект модернизации оркестровой ямы Пермского театра: комплекс из двух независимых подъёмно-опускных площадок — большой (52 м2) и малой (18 м2) — и приводного механизма. Изготовленные в производственных цехах фирмы «Система» в Сарове, площадки затем были транспортированы в Пермь — их модульная конструкция позволила сделать это без особых сложностей. А в Перми в это время компанией «Пермстроймет» решалась другая задача: под старым деревянным полом оркестровой ямы Пермского театра располагался резонатор — ещё одна яма, наполненная битым стеклом. Просто залить поверх резонатора сплошной бетонный пол было нельзя — резонатор нужно было сохранить в открытом виде. В то же время многотонные площадки и мощный подъёмно-опускной механизм требовали серьезной опоры. Из положения вышли путём изготовления прямо на месте сложных металлоконструкций и их последующего бетонирования. В итоге акустический резонатор был сохранён. 

В задании заказчика четко указывались три положения площадок: уровень планшета сцены (для увеличения площади авансцены), уровень зрительного зала (для его расширения), уровень трюма (для обычной работы оркестра). Кроме этого, для расширения постановочных возможностей и создания рельефа оркестровой ямы необходимо было обеспечить разноуровневое положение площадок относительно друг друга. Желание заказчика было исполнено в точности и даже с некоторыми дополнениями. Наша компьютерная система управления позволяет останавливать площадки в любой точке вертикали, запоминать положения площадок и воспроизводить их одним нажатием кнопки. 

На экране стационарного компьютерного пульта управления отображается 3D-визуализация положения площадок в данный момент, а кроме того — сигналы о каких-либо внештатных ситуациях в работе механизма (например, о том, что между движущимися частями что-то попало), причём с точной локализацией «происшествия». Для удобной эксплуатации комплекса ямы имеется ещё и мобильный радиопульт — он полностью дублирует возможности компьютерного пульта и позволяет управлять перемещением площадок из любой точки зрительного зала. Бесшумное и плавное, без колебаний движение многотонных площадок обеспечивают подъёмники французской фирмы Serapid и высококачественные импортные направляющие.

С особой ответственностью специалисты фирмы «Система» подошли к вопросу безопасности комплекса ямы. Она включает в себя три компонента. Под неподвижной частью передней кромки сцены расположена рамка безопасности — полый резиновый профиль с электрическими контактами: если во время подъёма площадки на рамку попадает посторонний предмет, она подаёт сигнал об отключении всего механизма. Со стороны зрительного зала безопасность обеспечивает съёмно-разборный барьер — если он не установлен, площадки выше уровня зрительного зала не поднимаются. Для обслуживания ямы и загрузки инструментов в трюм ведут три двери, оснащенные электромагнитными замками с датчиком открывания: во время движения площадок открыть двери невозможно, а если двери по какой-то причине остались незакрытыми, датчик открывания сообщит об этом на компьютерный пульт.

Все работы — от разработки конструкции до монтажа и пусконаладки — были выполнены фирмой «Система» всего за два месяца. При этом сжатые сроки надо было совместить с предельной аккуратностью — Пермский театр оперы и балета является культурно-историческим памятником, восстановить «попорченные» интерьеры было бы просто невозможно.

29 августа глава региона Виктор Басаргин вместе с художественным руководителем Теодором Курентзисом осмотрели историческое здание театра и оценили работы, выполненные специалистами фирмы. Результаты этой оценки — в благодарственном письме, направленном руководством Пермского академического театра оперы и балета в адрес нашей компании: «До вашей работы — это была обычная оркестровая яма... Хотим отметить сжатые сроки и высокое качество монтажа оборудования, слаженность команды и четкость в работе. Вы — просто молодцы!»