Многоканальный звук в кинотеатре. Рон Лагерлёф отвечает на вопросы
Заголовок этой статьи требует некоторой расшифровки для тех, кто не очень глубоко знаком с кинематографическим звуком:
Многоканальный звук (его ещё называют «иммерсивным») – это звук, создающий эффект присутствия, тот естественный реалистичный звук, который захватывает зрителя с первой минуты демонстрации фильма. Такие звуковые форматы, как Dolby Atmos и Barco Auro 11.1, становятся всё более привлекательными с коммерческой точки зрения, особенно в сочетании с современными технологиями проецирования. Владельцы кинотеатров по всему миру хватаются за возможность создать конкурентное преимущество, инвестируя в один из этих форматов.
Рон Лагерлёф – консультант в области разработки и инсталляции звука для студий перезаписи, демонстрационных кинозалов и торговых выставок. Его послужной список включает в себя:
• работу директора производства на ранчо Джорджа Лукаса,
• создание компании Visioneering Design в Лос-Анджелесе,
• сотрудничество со студиями Pixar, Dreamworks, 20th Century Fox и Technicolor.
Помимо всего прочего, Рон – один из немногих людей в индустрии, которые имели дело с обеими системами Atmos и Auro 11.1, иногда установленными в одном и том же кинотеатре.
Эта статья представляет собой вольный перевод интервью Рона, размещённого на сайте Meyer Sound.
Системы многоканального звука Dolby Atmos, и Barco Auro 11.1 требуют большего количества громкоговорителей, чем традиционные форматы. Как именно они используются?
Отличия касаются, в основном, surround-громкоговорителей. В новых иммерсивных форматах функции боковых и задних канальных акустических систем выполняют автономные surround-громкоговорители.
Это даёт больше возможностей для звукорежиссёров в плане вовлечения аудитории. Например, в формате Atmos предусмотрено большое количество потолочных surround-громкоговорителей, расположенных сзади и по сторонам. Это позволяет убрать лишний звук с экранов, освободив экранные каналы для диалогов и эффектов. Плюс то, что звук выводится в зал, даёт возможность расширить музыкальное сопровождение фильмов.
Новый формат Auro 11.1 базируется на структуре 5.1, но включает в себя ещё один такой же ряд 5.1 под потолком, и ещё кластер, который используется в качестве верхнего канала. С Auro вы можете создать не только абсолютно реальный звук вокруг, но и добавить к нему ощущение высоты.
Форматы многоканального звука, особенно Atmos, имеют очень специфические требования к размещению surround-громкоговорителей: точное расстояние от экрана, определённое расположение вдоль стен и т.д. Что касается формата Dolby, он требует индивидуальной настройки при каждой инсталляции.
Такое большое количество громкоговорителей усложняет логистику?
Да, в определённой степени. Например, система Atmos, установленная в большом выставочном зале, может потребовать 40 или больше surround-громкоговорителей. Это предъявляет высокие требования к системе питания. Каждый громкоговоритель прописывается отдельно, а значит, нам нужно предусмотреть 40 каналов звукоусиления. Если же вы работаете с обычным форматом, то даже с четырёхканальными усилителями вам понадобится полный рэк усилителей просто для того, чтобы запустить surround-громкоговорители и проложить от них к этому рэку целый пучок кабелей.
Значит, альтернативой обычным системам громкоговорителей являются громкоговорители с автономным питанием?
Если просто взять и использовать surround-громкоговорители с автономным питанием, но тогда вам понадобится 40 отдельных электрических розеток, чтобы их запитать.
Есть другой путь: устанавливать автономные surround-громкоговорители вместе с удалённым источником энергии, расположенным в аппаратной стойке, как в системе Intelligent DC от компании Meyer Sound. Если вы при этом используете многожильный кабель, обеспечивающий как питание, так и симметричный аудио-сигнал, то установка и подключение пройдёт ещё быстрее. В любом случае каждый громкоговоритель нуждается в соединении с рэком, поэтому вы подключитесь за такое же время, как в обычном формате. Но это более эффективный вариант, так как он потребует меньше энергии.
Системы IntelligentDC более эффективны, чем обычные?
Система Intelligent DC с автономным питанием удобнее, так как это система с двухканальным усилением, а не двухканальная система с пассивными кроссоверами. На рынке есть несколько неплохих кроссоверов, но, в целом, электронные кроссоверы имеют лучшую фазовую когерентность, и в итоге автономные системы оказываются эффективнее.
Я не сказал бы, что новые иммерсивные форматы как-то повлияли на экранные каналы, скорее, выросла общая интенсивность микширования саундтреков. Сегодня во всех миксах независимо от их формата присутствует больший динамический диапазон и более широкий спектр частот. Всё это требует громкоговорителей нового поколения – тех, что лучше воспроизводят низкие и высокие частоты, имеют более чистый звук, меньше искажений и линейную фазовую характеристику даже на высоких уровнях звукового давления.
Какие уроки вы извлекли, работая с новыми форматами в студиях пост-продакшн?
В таких студиях гораздо больше уделяют внимания звуку, чем в местах демонстрации фильмов. В студиях перезаписи и в демо-залах критично, чтобы звукорежиссёр услышал все детали звукового ряда. И вы, безусловно, выиграете, если будете использовать оборудование, оптимизированное с точки зрения эффективности и качества. На сегодня наиболее многообещающие проекты – это залы, где одновременно устанавливаются обе системы – Atmos и Auro. Система Atmos имеет две линии surround-громкоговорителей, расположенных по всей длине зала, но они не всегда подходят для Auro. Поэтому все они настраиваются таким образом, чтобы достичь некоего компромисса между форматами.
Профессионалы в области пост-продакшн используют термин «translation». Можно ли применить его к иммерсивным форматам?
Термин «translation» означает, что звук, который слышат зрители в кинотеатрах, должен быть идентичен тому, который слышат звукорежиссёры студий перезаписи. Это не имеет отношения к формату. Очень важно изначально использовать правильное тщательно откалиброванное оборудования, которое воспроизводит каждый звук и делает точный баланс и детализацию. Хорошим примером является характерная работа с басами в студии перезаписи. Допустим, что вы микшируете низкие частоты, и ваши громкоговорители не могут воспроизвести все сигналы, которые затем проходят через записывающее устройство. После этого инженер, который делает BluRay-мастеринг, будет иметь дело с нежелательным низкочастотным грохотом или шумом. Если бы эта проблема была выявлена ещё на стадии перезаписи, её ещё можно было бы исправить. Но теперь инженер вынужден копировать то, что есть.
Разве в кинематографическом звуке нет стандартов, ограничивающих диапазон частот воспроизведения?
Система X-curve разработана специально для того, чтобы обеспечить некоторую согласованность систем озвучивания. Однако то, что громкоговорители соответствуют этим основным стандартам, ещё не гарантирует того, что они смогут работать в любых условиях. Особенно это относится к огромному числу громкоговорителей, выпущенных какое-то время назад и искажающих звук.
Многие элементы в современных саундтреках накладывают на громкоговорители очень серьёзные требования. Например, эффекты взрыва в приключенческих фильмах. Система громкоговорителей должна справляться с этими экстремальными задачами без того, чтобы катушки сабвуферов соскальзывали со своих мест, а высокочастотные драйверы ломались.
Вы можете сказать, что внедрение иммерсивных форматов вдохнёт новую жизнь в кинематографический звук?
На сегодняшний день не публика решает, какой формат озвучивания она хотела бы иметь. Цель всех этих технологий многоканального звука – захватить внимание зрителей, так погрузить их в сюжет, чтобы они вообще не задумывались над тем, откуда идёт звук. Однако все эти разговоры о новых форматах способствуют тому, что всё больше кинозрителей начинают обращать внимание на качество звука, и это здорово.
Некоторые сети развлекательных учреждений стараются соответствовать самым высоким стандартам. Когда я узнал, что в кинотеатре ArcLight поставили 4К-проекторы и лучшие акустические системы, я понял, что я не напрасно потратил свои 18 долларов за билет. Я понял, что зрелище будет стоить этих денег.
Подробную информацию о громкоговорителях, входящих в системы многоканального звука, можно получить у менеджера по продажам:
НиколайТел.: +7(920) 019-18-18
E-mail: Nikolay@sistema-stage.ru