«Система» в БДТ имени В. И. Качалова: воспоминания о будущем
Один из старейших, самых уважаемых, самых любимых. В Казани, в Tатарстане, наконец, в России. О Казанском государственном академическом русском Большом драматическом театре им. В. И. Качалова легко и приятно говорить в превосходной степени.
Tем более что повод для обсуждения всегда есть – новые проекты, новые премьеры, а теперь еще и масштабная реконструкция, завершение которой стало событием государственного масштаба.
Новый сценический комплекс для Большой сцены и оснащение репетиционного зала выполнила фирма «Система» – в стенах Качаловского театра мы работали уже в третий раз.
Сегодня прошло уже достаточно времени, чтобы отстоялись впечатления, а оборудование прошло испытательный срок. И на вопрос «Ну как?» можно ждать вполне осознанного ответа. Ответа, который неизбежно и логично начинается с экскурса в прошлое.
Мы долго ждали
- Художник всегда счастлив, когда он нужен людям, когда ему помогают и идут навстречу. Сегодня меня переполняет радость, хотя это бывает редко. Мы долго ждали этого дня, – сказал 7 сентября 2014 года в ответ на поздравления с новосельем Александр Славутский, художественный руководитель и директор БДТ им. В. И. Качалова. Человек, с именем которого связаны последние двадцать лет этого театра. Тут нет места для ложной скромности. Славутский говорит прямо: «Театр – это главное, что у меня есть. Мой театр».
Но вернемся к истории. Ждали реконструкции действительно долго. Еще в середине
Итогом первых 11 лет «вялотекущей», как ее впоследствии окрестила пресса, реконструкции стала перестройка входной группы и строительство Малого зала. Оснащением его занималась фирма «Система». Этот объект мы до сих пор вспоминаем с удовольствием и гордостью. Потому что работали с профессиональным азартом и сцену сделали в итоге «хайтековскую», по выражению худрука Славутского. Которая и сегодня морально себя не исчерпала.
Но только Малого зала театру было мало. Такой вот каламбур. Мало объективно, для работы.
- Все было в плохом состоянии, театр много лет просто разрушался. Кровля текла, потолки обваливались. Да и техническое оборудование давно уже надо было менять, – укладывает Славутский в три предложения хозяйственный итог последних десяти лет жизни театра.
Без картинного возмущения в адрес властей – мол, да как же допустили, чтобы старейший, заслуженный... и т. д., и т. п. Потому что «причины финансового характера» в нашей стране минуют редкий театр. Но с этим можно работать.
Слово Президента
Говорят, Россия – страна царей. Была, есть и будет – какими демократическими именами ее не называй. Мол, это у нас в крови.
Славутский против.
- Надо чтобы на своем уровне все работало как надо! – в сердцах говорит он. Но тут же честно добавляет – Хотя часто у нас именно так – пока «первый человек» не скажет, ничего не двинется.
Это – из его личного директорского опыта. Именно добрая воля Президента Татарстана Рустама Минниханова в итоге привела театр Качалова в то состояние, которое сегодня приятно и обсудить, и продемонстрировать. Добрая воля, помноженная на «настырность» самого Славутского.
- Под лежачий камень вода не течет, – «оправдывается» Александр Яковлевич. – У меня была задача построить театр, и я достаточно ждал. Были, кстати, предложения от прежних министров закрыть театр, а потом начать «выбивать» деньги. Но мне нужны были гарантии. И вот после часовой беседы с Президентом все двинулось.
Так в 2011 году, к своему
- Александр Яковлевич, вопрос щекотливый, но куда от него уйдешь по сегодняшним временам? Русский театр в Татарстане. Национальный вопрос в вашей жизни...
- Татарстан вообще, по моему мнению, – один из немногих регионов, где власть понимает, что вкладывать в искусство – это вкладывать в генофонд, – прерывает Славутский. – В республике два государственных языка. Мы сосуществуем, обогащая друг друга. Других вариантов я не предполагаю. Да и какой может быть национальный вопрос, если такая реконструкция сделана, по сути, на деньги республики?
Повезло еще, – возвращается он к вещам практическим, – что успели уложиться до кризиса.
Изменилось все
Практически каждый, кто впервые входит в обновленный Качаловский, отмечает интересную вещь: театр словно остался прежним.
- Хотя при этом изменилось все, – говорит худрук.
И уж кому еще это знать наверняка: стиль работы Славутского всегда и везде лично проверять и перепроверять. Это можно обсуждать и осуждать, но такое у него кредо – руководитель должен быть хозяином. А победителей, как известно, не судят.
- Сейчас вот все приходят и говорят: ах, ах! Но я то знаю, что каждый гвоздик, каждую ручку дверную приходилось пробивать, проверять и отстаивать – чтобы была такая ручка, а не другая. Свой театр мы делали так, как мы его представляем.
Наверное, поэтому в Качаловском волшебным образом сохранилась та, прежняя, атмосфера, за которой сюда приходит уже не одно поколение зрителей.
И при этом – площадь театра увеличилась почти на 70%, появились новые гримерные, цеха, мастерские, репетиционный зал. И практически новая Большая сцена – добротно оснащенная и комфортная для работы современного театра.
- Я не могу сказать, что в техническом отношении у нас самый лучший театр в стране, – говорит Александр Яковлевич. – Но театр – это ведь не только технические ухищрения. Театр – это момент творческих решений.
Да, все верно: по одежке встречают, провожают по уму. Но, как говорил герой одного уже забытого сегодня перестроечного фильма, разве плохо, если тебя и встретят, и проводят хорошо?
Механическое оборудование Большой сцены было заменено от и до. Появилась новая система декорационных подъемов – на современных беспротивовесных вертикальных лебедках и лебедках индивидуального подъема, мощных и бесшумных. Последнее особенно важно, потому что стоят они на галереях.
Лебедки на галереях. Вид сверху
- Мы исходили из того, чтобы все было разумно, здраво и по делу, – комментирует Славутский. – Из этих соображений и оборудование выбирали. Не нужна нам объективно плунжерная система на всю сцену. Ее и нет. А вот круг поворотный нужен – и он есть, 13 метров. Хотя за то время, что круг у нас не работал, мы уже почти отвыкли с ним обращаться...
Можно, можно обойтись и без кругов, и без подъемов. Можно что-то придумать, кого-то попросить, как-то выкрутиться. Но совсем другое дело, когда инструменты для нормальной работы у тебя всегда под рукой. Поэтому круг сделали, встроили в него еще три люка-провала – они могут одновременно с кругом работать. Теперь у нас и такой эффект есть.
В том, как он говорит – не «заказали», не «поручили», а именно «сделали», – вся суть Славутского-руководителя.
Вместе с ним «Система» «сделала» на Большой сцене механизированную подъемно-опускную оркестровую яму – вещь для театра необходимую. Ведь драматический Качаловский уже давно и успешно ставит музыкальные спектакли. Теперь есть, где грамотно и удобно разместить оркестр, а еще, к примеру, поднять из трюма габаритную декорацию или расширить авансцену. Управляемая площадка ямы быстро и плавно опускается на цепях Serapid в трюм и поднимается на уровень планшета с остановкой в любой нужной точке.
И, конечно, всему голова – система управления механикой. По своим возможностям Качаловскому театру идеально подошла система Magic. Потому что позволяет не только составить замысловатую комбинацию движений механизмов, но и записать ее, а потом просто воспроизвести сценарий целого спектакля или его части. И в то же время в любой момент остановить воспроизведение, внести коррективы, запустить продолжение. Человек остается главным, но спектакль – застрахованным от «человеческого фактора».
Светодиодный раскрас
За что любят Качаловский театр – за то, что он умеет радовать и увлекать зрителя очень разного. Не в ущерб философии содержания в БДТ умеют на 100% использовать красочность формы. Одним из инструментов создания которой является сценический свет.
Новый световой комплекс Большой сцены – в хорошем смысле стандартный для серьезного драматического театра. Прожекторы в управляемых цифровых лирах Comandor, большое количество скроллеров Colorit, которые можно свободно перемещать между прожекторами. Полноценный набор профильных прожекторов Selecon и Е«С, приборы с полным вращением – заливные и профильные прожекторы Vari Lite, приборы эффектов Martin.
Главная особенность светового оснащения Большой сцены – заливной свет, построенный практически полностью на светодиодных циклорамных светильниках PLCyc1 от Philips Selecon. Этим приборам не нужны пленочные фильтры, они самостоятельно могут излучать большое количество цветовых оттенков, причем отличного качества. И хорошо работают в группе: свет соседних прожекторов смешивается равномерно. По крайней мере, художник по свету театра им. В.Качалова новым оборудованием более чем доволен.
Плюс экономия электроэнергии и комфортная температура на сцене. В Казанском БДТ покупку светодиодов считают оправданной по всем статьям.
Поправим геометрию
Здание театра им. В.Качалова в 2014 году отпраздновало вековой юбилей. И с этим историческим фактом пришлось серьезно поработать специалистам-акустикам фирмы «Система». Не идеально прямые углы и разноуровневое расположение балконов сто лет назад, возможно, и не считались серьезными недостатками. Однако современные требования к качеству звучания вынуждали «что-то с этим делать».
Проблему решили путем ювелирной настройки звукового комплекса – методом электронной задержки с использованием измерительного комплекса SIM3 фирмы Meyer Sound были выровнены «несанкционированные» провалы и пики, сглажены все негативные эффекты. В итоге театр Качалова сегодня имеет полноценный и отлично работающий звуковой комплекс на базе оборудования Meyer Sound: система озвучивания сцены, акустические системы левого и правого каналов озвучивания партера, линии задержки для озвучивания балконов, центральный кластер, суббасовая система, система infill для подзвучки передних рядов и четырехканальная система распределенных по залу звуковых эффектов.
И сегодня безупречный звук уже активно работает в репертуаре театра. В мае прошла премьера к
- Сейчас мы готовим «Женитьбу Фигаро» – этот спектакль тоже будет густо насыщен музыкой, – говорит Александр Славутский. – Так что все хорошо. Кстати, недавно пришел к нам новый специалист – сразу сказал: «Ну, с такой аппаратурой можно работать!»
Театр-фестиваль
Это была давняя мечта Славутского – организовать в Казани новый театральный фестиваль. Качаловский фестиваль. И сегодня мечта эта как никогда близка к исполнению.
- Теперь у нас есть база. Есть театр-фестиваль. Есть основная, Большая сцена. Есть Малая. И есть, как я ее называю, промежуточная сцена – репетиционный зал.
Репетиционный зал в Качаловском театре по своему оснащению приближен к основным площадкам. Есть здесь и верхняя механика, и управляемый сценический свет, и качественная электроакустика. Поэтому спектакль можно довести почти «до готовности» именно здесь, и уже за неделю-две переносить на Большую или Малую сцены.
Более того, случись уж наконец в Качаловском долгожданный фестиваль:
- Мы сможем играть на трех площадках одновременно, – говорит Александр Яковлевич.
А на вопрос – кого будет приглашать на «пилотный выпуск» фестиваля, так же уверенно отвечает:
- Лучших.
Как иначе!
Все эти разговоры-воспоминания-отзывы-комментарии происходят в воскресенье утром. Славутский, естественно, у себя в кабинете. По видеотрансляции наблюдает, как идет спектакль на Большой сцене:– как зрители реагируют, как музыканты играют. Кивает на монитор – удобную вещь ваши ребята сделали.
- Александр Яковлевич, в прошлом году, 27 ноября, как раз в ваш день рождения, в Качаловском театре был праздничный вечер в честь открытия здания. Вы так и сказали, что сами себе сделали подарок. А в этом году что планируете себе подарить?
- Что у меня в этом году на день рождения запланировано? – вполне серьезно поворачивается к своей помощнице Славутский. А потом задумчиво добавляет:
- Премьеру какую-нибудь надо бы. А как же иначе?