Курская атомная электростанция
Умение решать нестандартные задачи востребовано в любой области. В этом фирма «Система» в очередной раз убедилась на собственном опыте.
К нам обратилась компания «Пролог», занимающаяся техническим обслуживанием предприятий атомной промышленности. Искали подрядчика для разработки специфического грузоподъемного оборудования для Курской атомной электростанции.
Курская атомная электростанция — важнейший узел Единой энергетической системы России. Основной ее потребитель — энергосистема «Центр», которая охватывает 19 областей Центрального федерального округа России.
Будущий подъемник предполагалось использовать для ремонта атомного реактора, расположенного в зале размером 52 на 27 метров. Конечно, в зале есть мощный и габаритный кран-балка грузоподъемностью в несколько десятков тонн. Но что бы сократить дорогостоящее время ремонта блока, нужен был еще один кран. И тут возникало сразу две проблемы. Во-первых, кран должен был быть небольшой грузоподъемности, потому что перемещать в пространстве зала требовалось хотя и длинномерное, но относительно легкое ремонтное оборудование. Во-вторых, новое оборудование не должно было мешать работе уже имеющегося крана-балки.
Для фирмы «Система» максимальная эффективность в освоении пространства — давно привычное требование. Есть и многолетний опыт организации подъемов разной мощности, конструкции, функционала. Плюс — нам было интересно попробовать себя в решении новой, сложной и нестандартной для фирмы театрального оборудования задачи. Договор был подписан.
Конкретно представителей ООО «Пролог» заинтересовало наше полетное устройство — как возможный вариант перемещения груза в трех координатах. В итоге принцип работы устройства был взят за основу и серьезно доработан под конкретные условия АЭС. Так появился тросовый манипулятор.
Тросовый манипулятор представляет собой две дороги по 52 метра каждая, подвешенные по длинным сторонам зала на кронштейнах с тщательно рассчитанной прочностью. По дорогам движутся каретки, каждая из которых представляет собой отдельный кран. Тросы обоих кареток соединены между собой при помощи специального сцепного устройства. К этому устройству и подвешивается груз.
Манипулятор работает на 4 лебедках серии LMD — две для горизонтального перемещения вдоль зала грузоподъемностью 300 кг и две для горизонтального и вертикального перемещения поперек зала грузоподъемностью 900 кг. Все лебедки укомплектованы датчиками положения и датчиками массы.
Сложная запасовка тросов разделяет горизонтальное и вертикальное движение и позволяет без применения полиспастного блока перемещать груз одной лебедкой в горизонтальной плоскости, а другой — в вертикальной. При этом сами лебедки стационарно закреплены по одной стороне зала.
Перемещение в трех координатах обеспечивает программа перерасчета длины троса, разработанная программистами фирмы для проекта «Курская АЭС».
Управляется манипулятор с помощью пульта, имеющего несколько режимов работы. Например, в режиме раздельного управления каждая каретка управляется по отдельности, и груз можно перемещать вдоль зала. В режиме совместного управления одновременно работают обе каретки — груз перемещается во всех направлениях.
Однако нужно было не только суметь заменить габаритную кран-балку компактными тросовыми лебедками, но и гарантировать повышенный уровень надежности, которого требовали условия атомной электростанции. Последствия малейшей ошибки могли быть слишком серьезными. Поэтому мы уделили значительную часть отведенного на разработку времени тщательной синхронизации приводов манипулятора, проверке и перепроверке работы системы безопасности.
Производство и отгрузку оборудования «Система» выполнила четко в обозначенный срок. И ремонт реактора, в свою очередь, также прошел строго по графику, а сотрудники АЭС отметили продуманность конструкции, простоту и удобство управления.
Но главной оценкой нашей работы стал новый заказ от Курской АЭС.
Владимир Дунькович, технический директор Департамента сценического оборудования фирмы «Система»:
Второй тросовый манипулятор сейчас в стадии завершения. Практика показала, что можно улучшить, и во второй версии мы учли все недочеты.