8 (83130) 6-98-99

"Система" - сценическое оборудование

12 марта в театре Et cetera в рамках проекта «Детский weekend» национальной театральной премии «Золотая маска» Екатеринбургский ТЮЗ показал москвичам свою «Русалочку».

Постановка режиссера Романа Феодори стала одной из самых громких и обсуждаемых тюзовских премьер 2015 года. Во многом – из-за своей неожиданной, буквально сказочной сценографии (художник-постановщик Даниил Ахмедов, художник по свету Тарас Михалевский).

Кто видел, тот уже успел ахнуть. Наверняка в тот самый момент, когда главная героиня, мирно дремавшая на камушке, вдруг вспорхнула и поплыла над сценой. В буквальном смысле слова. А потом там же, на высоте, непринужденно помахивая плавниками, расположились ее сестры-русалки, отец, бабка, морские коньки и прочая подводная живность...

И, утерев слезы после финальной сцены, зрители, конечно, хотят знать – а как все это сделано?

О некоторых технических особенностях постановки «Русалочки» нам рассказал завпост Екатеринбургского ТЮЗа Александр Игоревич Мельников.


Летать не страшно

Для Русалочки, которая перемещается активнее всех: и вверх-вниз, и параллельно порталу, тюзовские театральные инженеры сконструировали специальное немеханизированное полетное устройство. Так что полет главной русалки – в буквальном смысле дело рук рабочих сцены.

А вот ее сестер поднимают и опускают две электронно-синхронизированные индивидуальные лебедки.

Подвесы для всех летающих актеров заказывали на московской фабрике циркового оборудования. Специальные пояса, тросы, обшитые черным бархатом, – это и удобство, и маскировка, и безопасность.

ТЮЗ Екатеринбург. "Русалочка". Полет ТЮЗ Екатеринбург. Русалочка. Русалочка и сестры летают.jpg

Гвозди бы делать из этих людей

Отдельная тема – дефиле морских коньков. Кто поверит, что плавное, ровное, действительно как сквозь воду движение обеспечивают... просто люди. «Люди в черном», как их называют в ТЮЗе. Невидные и неслышные зрителю, они перекатывают по сцене морских коньков в специальных конструкциях, напоминающих высокие стулья. И вообще все, что линейно движется по сцене: группу актеров-скульптур, ширму, морского царя, его мать. А «нечеловечески» правильное движение – просто результат огромного количества репетиций.


Но почему руками?

В 2013-2014 году Екатеринбурский ТЮЗ пережил масштабную реконструкцию здания и сценических площадок. И механику в своем распоряжении имеет очень даже приличную, в том числе нижнюю. Может быть, постановщики «Русалочки» и задействовали бы ее в спектакле, но перемещать актеров и декорации с помощью поворотного круга или кольца не позволял станок, выстроенный практически через весь портал. Он – вещь действительно необходимая, место встречи всех со всеми, гениально простая многофункциональная конструкция. Верхняя стенка – решетчатая, чтобы проходила воздушная струя вентилятора и раздувала хвосты и длинные волосы. Иллюзию водного пространства этот эффект делает в разы реальнее.

Там же, под станком, спрятан генератор мыльных пузырей. Туда же прячутся и оттуда появляются актеры. 

 

Кнопку нажал – и поехало

– Вам и механика-то, получается, особо не нужна...

– Как это не нужна? – удивляется Мельников. – Очень даже нужна.

Все базовое оформление мизансцен – на штанкетных подъемах: огромный морской конек, спустившийся «с неба», паруса, рвущиеся во время шторма, шахматный порядок подвеса люстр в бальной зале дворца.

Дважды в спектакле задействуются люки-провалы: для появления и исчезновения ведьмы и мальчика-статуи. Привычно и классически, но новизны в «Русалочке» и так хватает.

– Все картины, все перемены положений декораций заранее прописаны в памяти пульта, — говорит Александр Игоревич. – Занавес опустился, оператор джойстик подвинул, и все поехало туда, куда нужно.

 Плюс на минус

Без чего еще невозможно представить тюзовскую «Русалочку» – так это без ее светового оформления. Свет – и физика, и лирика постановки. Гарантия, что зритель увидит только то, что ему положено видеть в данный момент, и мощный инструмент создания настроения: подводно-сказочная цветовая гамма, тонкие переходы и точные движения.

Реконструкция театра была отмечена обвалом рубля 2014 года, но световое оборудование тогда удалось сохранить в запланированном объеме и качестве. Сегодня очевидно – старались не зря.

ТЮЗ Екатеринбург. Русалочка. Свет.jpg ТЮЗ Екатеринбург. Русалочка. Свет_.jpg

Есть лишь одна проблема, впрочем, общая для многих свежереконструированных театров: для гастролей значительную часть светового оборудования приходится или арендовать, или везти с собой. И корректировать световую партитуру под развеску принимающей стороны.

Так что будете в Екатеринбурге – непременно сходите, посмотрите оригинал. Очевидцы говорят – потрясающее зрелище, которого, кстати, никто из задействованных в «Русалочке» членов труппы и техперсонала не видел в качестве зрителя, из зала. Второго состава у спектакля нет. А техническая сложность такая, что даже завпост с премьеры и по сей день дежурит за сценой.

Не цель, а средство

– Вы прямо хотите все тайны сразу раскрыть, – Александр Игоревич вроде бы и шутит, но наполовину серьезно.

Ну да, хотим – почему бы и нет? Ведь даже если разбирать постановочные чудеса по слагаемым, сумма от этого не поменяется. И волшебная сила «Русалочки» Феодори не в цирковых трюках, не в оригинальных костюмах, не в идеальном свете, не в говорящей хореографии, не в вызывающей слезы музыке. А в том, как все это нанизано одно на другое.

На такой спектакль можно идти всей семьей. Дети увидят чудо и сказку. Взрослые увидят, услышат, поймут то, что каждому в этот момент ближе. Например, что любовь – самоценность. И даже если твой принц оказался клоуном, тебе все равно дадут бессмертную душу...

Спасибо за предоставленные фотографии Софии Насыровой и сайту Тараса Михалевского.

Новости

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить