8 (83130) 6-98-99

Интервью с художником по свету. Боб Барнхарт

Bob Barnhart.jpg


За плечами у американского художника по свету Боба Барнхарта 30 с лишним лет профессиональной деятельности, сотни прямых телевизионных трансляций и 11 EMMY Awards из 42 номинаций на эту премию. Ему приходилось освещать церемонии вручения Оскара и выступления в промежутках между таймами НФЛ, живые концерты и показы мод. Он является со-основателем одной из ведущих дизайн-студий “22 Degrees” и охотно рассказывает о своей карьере, световом дизайне и новых технологиях в своём интервью для компании Vari Lite.

Ваш карьерный путь привёл вас к вершине с самой нижней ступеньки лестницы, с позиции «парня для грязной работы». Как вы считаете, это лучший путь для профессионального развития или всё-таки формальное обучение предоставляет лучшие возможности для карьерного роста?

Ну, я всё-таки получил формальное образование, так как начал своё обучение в колледже Калифорнийского университета Чико, а потом ещё закончил бакалавриат в Институте искусств. Говорят, что когда ты заканчиваешь колледж, то начинаешь понимать, чему именно тебе следует учиться. Поэтому, начав работать сразу после обучения в колледже, ты не перестанешь учиться, но будешь делать это эффективнее. Является ли формальное образование единственной альтернативой? По-моему, нет, но мне кажется, что выгоды от него перевешивают затраты времени и денег.

Правда для того, чтобы получить максимум пользы от формального образования, нужно встать на позицию трёхлетнего ребёнка и бесконечно задавать вопросы, пока ты досконально во всём не разберёшься. Ты будешь бесить всех профессоров, и они выдадут тебе диплом только чтобы от тебя избавиться. Получается, что, оплачивая своё образование, ты покупаешь право высосать из этого учебного заведения всю информацию до последней капли. Если же ты ходишь в университет только для того, чтобы тебя «научили», ты попусту тратишь родительские деньги.

Боб Барнхарт и его коллеги.jpg

Какой совет вы бы дали тем, кто хотел бы повторить ваш успех?

Я иногда читаю своим коллегам небольшую лекцию на эту тему. И начинается она с простой формулы:

Делая выбор, ты управляешь ситуацией. Управляя ситуацией, ты достигаешь успеха.

Неважно, на какой ступени своей карьеры ты находишься, проработал ты 1 год или 35 лет. Чем чаще ты делаешь выбор, тем лучше контролируешь направление своей карьеры, и поэтому чаще достигаешь успеха. Как, вы думаете, люди решают, сколько стоит ваша работа? Они делают вывод, основываясь на вашей профессиональной репутации. Чем она выше, тем больше возможностей перед вами раскрывается. А ещё, в конце своей карьеры начинаешь понимать, что твоё отношение к работе и к людям, а также другие личностные качества часто перекрывают впечатление от ваших профессиональных навыков (которых, конечно, тоже никто не отменял). В общем, если говорить коротко, — старайтесь вкладываться в развитие этих личностных качеств не меньше, чем в свои профессиональные навыки.

Ledi Gaga. Super Bowl Show 2017.jpg

Похоже, что вы освещали все возможные виды развлекательных мероприятий. И всё-таки вы наиболее востребованы в телевизионных шоу. Это был осознанный выбор?

Интересный вопрос. Я не уверен, что этот выбор можно назвать осознанным в том смысле, что я в какой-то момент решил освещать именно телевизионные шоу. Просто я выбирал тех дизайнеров, режиссёров и продюсеров, с которыми мне нравилось работать, и так уж случилось, что многие из них работали над телевизионными шоу. Если вернуться к предыдущему вопросу, то я использовал те возможности выбора, которые у меня были в каждый момент моей карьеры.

Можете ли вы назвать какие-то опорные точки в вашей карьере? Какие достижения принесли вам наибольшую известность?

Мне посчастливилось участвовать в создании очень многих замечательных шоу, и я стараюсь не забывать о них. Если говорить о конкретных моментах, то я бы назвал выступление Леди Гага в перерыве между таймами Суперкубка в 2017 году. Наш продюсер, Рики Киршнер пригласил меня для разработки идеи, я придумал месседж, сценографию и схему полёта дронов, а потом мы вместе представляли наш проект Леди Гага. Такие вещи не забываются.

300 светодиодных дронов Intel на выступлении Ledi Gaga.jpg

Было что-нибудь в вашей карьере, что вы назвали бы неудачей или провалом?

Ну, конечно. Не уверен, что смогу привести конкретный пример, наверное, моя память старается это заблокировать, но я однозначно хотел бы переделать многие шоу или их фрагменты. Я не назвал бы это «провалами», но всё могло бы идти и получше. Правда, я стараюсь не зависать на таких вещах. Лучшее, что мы можем сделать, — это извлечь урок из неудачи, а затем пойти поиграть в гольф и беспокоиться о чём-то менее важном.

Кэти Перри на Super Bowl.jpg

Работа над дизайном больших шоу требует тесного сотрудничества между представителями разных профессий. Как сделать этот процесс как можно более комфортным для всех его участников?

Я думаю, ответ на этот вопрос может занять целый семестр.

Начнём с того, что я настоятельно советую молодым людям, начинающим свою карьеру в шоу-бизнесе, работать как можно с большим количеством разных людей, стоящих на самых разных позициях. Идея состоит в том, что так они получат шанс познакомиться со всеми службами, с которыми им потом придётся сотрудничать. Например, сценограф и художник по свету должны не только хотя бы примерно представлять, чем они оба занимаются, но и очень плотно коммуницировать буквально по каждому аспекту, связанному с постановкой шоу. Чем больше совместных решений они смогут выработать, — тем больше шансов получить хороший результат.

Ключ к успешной работе — это способность понимать задачи, стоящие перед другими департаментами. Ваша задача — объяснить им собственные трудности и предложить свои идеи для решения их проблем. Один из моих многочисленных девизов звучит так: Не ищи проблемы, а решай их! Слишком много людей вокруг только говорят о проблемах и ничего не предпринимают для их решения.

Выступление Кэти Перри на Super Bowl XLIX.jpg

Как вы думаете, меняются ли задачи, роли и ответственность дизайн-команд в связи с появлением разнообразных видеотехнологий? Если да, то можете ли объяснить, каким образом?

Мы все, конечно, видим, сколько в наших шоу появилось световых стен, полов и других поверхностей. Это, конечно, расширяет пространство для творчества, но также порождает целую серию проблем. Например, на шоу Video Music Awards 2019 у нас был подсвеченный светодиодами пол в форме алмаза и почти такая же огромная задняя стена. Даже если рассматривать только аспект освещения, задача создания приятного (по театральным меркам) контраста с этим светом, заполняющим всё помещение, была очень даже непростой. Кое-чего можно было достичь снижением яркости фоновой подсветки, но основная нагрузка ложилась на сам контент.

Поэтому нам пришлось общаться с создателями этого контента. Процесс создания каждого шоу уникален, и обычно направление работы контентного отдела задаёт либо сам артист, либо художник-постановщик. И нам, художникам по свету, приходится находить способы общения с самыми разными партнёрами, чтобы наши взгляды могли в итоге слиться в единый подход. Поскольку создать и утвердить контент гораздо труднее, чем освещение, мне чаще приходится подстраиваться под их цветовую палитру, чем диктовать своё собственное видение.

Самое интересное, что как только мы освоимся с видео технологиями, к нам придёт дополненная реальность, и перед художниками по свету встанут новые проблемы и задачи.

So You Think You Can Dance 2.jpeg

В последнем сезоне шоу So You Think You Can Dance? ваше участие существенно расширилось. Понравилась ли вам такая большая ответственность — контролировать весь дизайн?

Как я уже говорил, мы рады увеличивать нашу ценность для продакшн, но это не значит, что мы непременно метим в сценографы. Просто именно наш департамент предложил идею сделать для 12-го сезона этого шоу как можно больше разных сеттингов. Надо понимать, что подобное танцевальное шоу предполагает около сотни танцев за сезон, и чем более гибкой будет сценография и освещение, тем более разнообразными получатся отдельные представления. Наша идея заключалась в том, чтобы создать сеттинг, где мы могли бы проецировать гобо и экспериментировать со светом, а главное — чтобы была возможность перенести всё это в любое другое, не слишком узнаваемое место.

Мы хотели получить возможность рассказать о выбранном танце как можно больше, то есть обеспечить себе максимальную свободу для творчества. И когда мы взяли на себя эту ответственность, работать стало гораздо проще. Правда, и в своих неудачах нам теперь некого винить, кроме самих себя.

So You Think You Can Dance 1.jpeg

Какие качества характера вы больше всего цените в своих коллегах?

Я бы назвал открытость к новым идеям. Иногда стоит пробовать то, что кажется трудным, для чего в данный момент нет подходящего решения. Это настоящий фан, когда шоу приближается день за днём, и вам удаётся воплотить замысел постановщика, поддержав рендеринг правильно выставленным светом. Я всегда смотрю на проблемы как на шанс найти по-настоящему классные решения. Мы здесь собрались не для того, чтобы сказать «нет, это невозможно», наша задача — найти, что именно нужно сделать, чтобы можно было сказать «да».


So You Think You Can Dance.jpeg

С чего вы начинаете работу над новым шоу? С подбора осветительных приборов? Или с того, что определяете желаемый эффект?

Прежде всего, я стараюсь понять базовую концепцию шоу, и только потом перехожу к изучению дизайна постановки/декораций/сцен. Большое значение имеет и масштаб представления. Когда мы выступаем на Суперкубке, мы должны заполнить светом весь объём стадиона. Для шоу So You Think You Can Dance? нужны световые приборы, которые у нас называют «рабочими лошадками» (такие же универсальные, как швейцарские армейские ножи). На концерте Андреа Бочелли в Портофино мне предстояло освещать чуть ли не весь город, но так, чтобы это выглядело естественно, чтобы мои прожекторы не бросались в глаза. То есть, мой ответ будет таким: сначала я думаю о том, какой эффект я хочу получить, а затем — с помощью каких приборов я могу этого достичь.

Выступление Андреа Бочелли в Портофино.jpg

Как вам удаётся идти в ногу с технологиями (в частности с прогрессом в области телевизионной съёмки и обработки видео)? Вы следите за профессиональными новостями или посещаете специальные выставки?

У меня хорошие отношения со многими производителями. Мы часто разговариваем о том, что будет следующим шагом в развитии сценического освещения, и о том, чего бы нам хотелось ещё. И, конечно, с появлением интернета (да, я ещё застал эпоху до него) за новостями стало гораздо проще следить.

Какие характеристики вы считаете самыми важными в осветительном приборе?

Ровное световое пятно, постоянство цветовой температуры, стабильный световой выход и максимальную надёжность. Кроме того, хотелось бы иметь как можно более широкий набор инструментов: ирис, гобо, колёса эффектов, zoom, цветовую палитру... В общем, чем больше, тем лучше.

MTV Video Music Awards 2017-1.jpg

Как насчёт современных светодиодных приборов? Чего вам в них не хватает? Отвечают ли они вашим ожиданиям?

Мы с вами наблюдаем огромный скачок вперёд в развитии профессионального освещения. С появлением управляемых светодиодных прожекторов мы получили массу новых возможностей, и это только начало.

Я однозначно хотел бы обратить внимание производителей на разработку надёжных и резервных сетевых систем. Шоу с каждым днём становятся всё более сложными, и хочется быть уверенным в том, что они будут проходить без отказов и неприятностей.

И ещё одна точка роста, которую я хотел бы отметить: это повышение степени защиты приборов от температуры, влажности и других погодных условий. Мне бы очень хотелось, чтобы высокая степень защиты стала неким стандартом, не требующим обсуждения. Я понимаю, что сейчас это кажется трудным, но совершенно не сомневаюсь в том, что это возможно и что это будет чрезвычайно полезно для всей нашей индустрии.

MTV Video Music Awards 2017-2.jpg

Вы внесли в спецификацию шоу So You Think You Can Dance? 80 светодиодных VL2600 — это говорит о большой степени вашего доверия к LED приборам.

Вообще-то я использую VL2600 в большинстве своих шоу уже давно — с тех самых пор, как я поработал с их демо версиями на MTV Video Music Awards 2018. С тех пор я для всех своих шоу выбираю только светодиодные spot/profile прожекторы и полностью отошёл от использования традиционных приборов заливки. Оптика становится всё лучше, и мне выгоднее использовать приборы, которые поддерживают 5 разных функций, а не одну. С такой оптикой, как у VL2600, я могу получить spot и wash в одном флаконе и в любой момент времени. Думаю, светодиоды останутся на сцене до тех пор, пока не появится что-то более совершенное. Всякий раз, когда мы преодолеваем очередное препятствие, планка повышается, и нам уже не хочется возвращаться назад. Ровный свет и постоянная световая температура этих новых LED приборов похожи на хорошее вино или полёт в бизнес классе — попробуешь раз, и предыдущая альтернатива тебя уже не устраивает.

VL2600 Spot.jpg
Насколько важен для вас вопрос экономии электроэнергии?

Вообще-то, это важно для всех нас, не только для тех, кто работает в световой индустрии. Что же касается использования светодиодов на сцене, то помимо того, что они потребляют меньше электроэнергии, они ещё и вырабатывают гораздо меньше тепла, чем их традиционные аналоги. Соответственно, мы можем установить в зале меньше кондиционеров, а это тоже экономия.

Есть ли у вас какая-то нереализованная мечта?

Мы в своё время шутили, что хотели бы поставить шоу в купальниках на каком-нибудь экзотическом острове. И потом три года подряд снимали Victoria’s Secret Swimsuit Special на трёх разных экзотических островах. Мне нравится работать над чем-то новым, например, было бы интересно поставить свет для какого-нибудь Бродвейского мюзикла или для показа высокой моды. Но, боюсь, тогда мои друзья, телевизионные художники по свету, больше не пустят меня в свою «песочницу», и это будет не очень хорошо. Выходит, я больше дорожу своей персональной репутацией, чем профессиональной карьерой...

Больше информации о сценическом освещении читайте на сайте sistema-stage.ru



Новости

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить