8 (83130) 6-98-99

Интервью с художником по свету: Дэвид Бишоп

1.jpg

Дэвид Бишоп работает в профессиональном освещении уже два десятилетия. Его карьера началась с бесплатной стажировки у таких известных художников по свету как Берни Дэвис (Bernie Davis) и Марк Кеньон (Mark Kenyon). Сегодня же он является одним из самых востребованных светорежиссёров Британии. На его счету множество популярных событий и проектов: Queen’s Concerts, Children in Need, Royal Variety Performance, X Factor и Strictly Come Dancing. Дэвид является заместителем председателя STLD (Society of Television Lighting and Design) и активно занимается благотворительностью в организации CraftAidUK.

5.jpg

Где и когда ты впервые заинтересовался световым дизайном?

Всё началось, когда мне было 11 лет: отец моего лучшего друга попросил нас помочь ему с постановкой школьной пьесы. Это был традиционный рождественский спектакль под названием «Следуй за звездой», в школе не хватало диммеров, и мы с Тимом должны были сидеть за кулисами и переключать диммеры прямо по ходу представления. Вскоре после этого я уехал учиться в интернат и чтобы заполнить свободное от уроков время, целых 5 лет занимался светом и звуком в школьном театре.

Когда ты впервые осознал, что это может стать твоей профессией?

Я не думал об этом лет до 17, пока к нам в школу не пришёл новый преподаватель музыки. Он решил поставить пародию на мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда» (такую же смешную, как оперы Гилберта и Салливана) и попросил своего друга, который работал на радио BBC, сделать сложнейшую озвучку для этого спектакля. Я присутствовал при этих переговорах и внезапно понял, что существует реальная возможность работать, освещая подобные мероприятия.

2.jpg

И что ты сделал после этого?

Мне удалось устроиться на короткую стажировку в телевизионный центр BBC. Сначала я поработал в детской студии, потом поучаствовал в проведении розыгрыша национальной лотереи, понаблюдал, как записывается еженедельное игровое шоу и увидел пилотный запуск нового комедийного шоу. После этого я решил пойти изучать театральные технологии, как только выпущусь из школы.

В 1999 году я смотрел по телевизору церемонию вручения BAFTA, которую освещал Марк Кеньон. До этого я никогда не видел полноповоротных приборов и был жутко заинтригован тем, как они двигаются и меняют цвет. В титрах я увидел фамилию Марка, написал ему письмо (бумажное, как полагается) и отправил его на адрес телецентра BBC. Марк получил его и пригласил меня на премьеру своего шоу.

После школы я закончил первый, базовый курс на факультете Театральных технологий и менеджмента в Гилдхолле, а затем перевёлся в Лондонскую театральную школу и стал специализироваться на световом дизайне. Всё это время я активно помогал Марку Кеньону и его команде освещать телешоу и живые концерты, и к концу обучения у меня уже был большой опыт реальной работы со светом.

6.jpg

Какой была твоя первая работа?

Сначала я был очень посредственным техником, обслуживающим движущиеся головы. А потом меня перевели в осветители (видимо, чтобы убрать меня подальше от бедных приборов). Первым моим спектаклем стал Parkinson — я до сих пор с любовью вспоминаю это шоу и горжусь тем, что работал с ним целых 7 лет — с 2001 по 2007 год. Конечно, были и другие замечательные события, как-то я вместе с Берни Дэвисом и Марком Кеньоном участвовал в освещении Золотого Королевского юбилейного концерта в Бэкингэмском дворце. Кроме того, я программировал Royal Variety Performance, Children in Need, Later с Джулсом Холландом, Ant & Dec'’ Saturday Night Takeaway, несколько мероприятий, посвящённых Первой Мировой войне, выпускные вечера BBC, Фестиваль Памяти, The Jump и многие другие шоу.

Время от времени меня просили заменить какого-нибудь художника по свету, и это стало началом моей карьеры, хотя тогда я об этом не думал. Берни Дэвис часто делил со мной свою огромную нагрузку, и Оли Ричардс иногда давал мне возможность поработать над некоторыми из его крупных шоу. И однажды я вдруг понял, что большая часть моей работы связана с освещением шоу, которые я же сам и придумал.

Самый большой сдвиг в моей карьере произошёл, когда новый исполнительный директор проекта Strictly Come Dancing вдруг решил сменить осветительную команду. Мы были буквально в шоке, так как работали в этом шоу с момента его возникновения и, казалось, намертво к нему приросли. Я должен был выбрать: остаться работать только в качестве программиста-осветителя (и расстаться со своей мечтой стать когда-нибудь настоящим художником по свету) или уйти из проекта вслед за моими друзьями. Ни один из вариантов меня не устраивал.

И тогда мои друзья уговорили меня подать заявку на участие в шоу в качестве художника по свету, и я согласился попробовать, несмотря на то, что моё резюме было гораздо слабее, чем у большинства моих соперников. В начале марта мне сообщили, что меня взяли в команду, и я начал готовиться как сумасшедший: в те годы было безумно тяжело поддерживать высокие стандарты в освещении. Я безумно благодарен своей команде, которая не только поверила в мои силы, но и предоставила мне такие приборы, на которые я тогда не смел и надеяться.

7.jpg

Кого ты можешь назвать своими наставниками и вдохновителями?

Вот это вопрос! Я честно могу сказать, что каждый человек, которого я встретил на своём профессиональном пути, чему-то меня научил: либо тому, что нужно делать, либо тому, как делать не следует. Мне невероятно везло, потому что мне помогали самые разные люди:
  • Эндрю Стивенсон (Andrew Stevenson) — учитель в моей средней школе, ставивший наши спектакли и вдохновивший меня встать на путь освещения сцены;
  • Нейл Фрейзер (Neil Fraser), который сегодня возглавляет технический факультет Королевской академии Драматического искусства (RADA), а тогда был моим шефом и никогда не отказывал мне в поддержке;
  • Марк Кеньон и Берни Дэвис, которые помогли мне получить мою первую работу и многие годы делились со мной секретами телевизионного освещения.
8.jpg

Что ты считаешь своим самым большим карьерным достижением и почему?

Прежде всего, я был одним из четверки осветителей, забравшихся на крышу Бэкингэмского дворца, где Брайан Мэй (Brian May) со своей электрогитарой открыл Королевский концерт 2002 года, исполнив государственный гимн.

Ещё один надолго запомнившийся проект — работа над шоу The Jump в Австрийских Альпах, где мы освещали разных селебрити, занимающихся опасными видами спорта. Это было самое необычное шоу — и в том, что касалось его содержания, и в плане командной работы.

По многим причинам памятными для меня событиями являются вечера, посвящённые Первой Мировой войне.

Поскольку я прошёл театральную школу и навсегда остался её преданным поклонником, я был счастлив стать частью шоу Royal Variety Performance.

Первой работой над музыкальным шоу стало освещение The Album Chart Show — этот проект сам по себе был фантастическим: настоящий живой концерт.

И конечно, самым памятным моментом в моей карьере стал проект Strictly Come Dancing: во-первых, это был большой шаг вперёд в моём профессиональном развитии, а во-вторых, эти съёмки проходили в невероятно красивых местах. Я уже не говорю о том, что это была настоящая команда мечты, и одно из немногих телевизионных шоу, которые дают тебе свободу экспериментировать, играть со светом.

9.jpg

Было что-нибудь в твоей карьере, что ты мог бы назвать неудачей или провалом?

Да у всех бывают подобные моменты. Я помню две таких неудачи. Первый случай произошёл, когда я работал оператором на телевидении, и у нас только-только появились движущиеся головы и новая световая консоль. Я два дня работал как проклятый, программируя сложное шоу для музыкального соревнования, и очень спешил, настраивая освещение перед самым началом записи. Я выставил фокус, сохранил все настройки и хотел слить их со списком кью для шоу... и вместо merge (объединить) нажал replace (заменить). Этот список был очень длинным и запутанным, и я его несколько часов не обновлял, поэтому пульт застрял на этом обновлении, заблокировался, и я не мог ничего сделать до тех пор, пока ведущий не вышел поприветствовать зрителей. К счастью, в этой команде все понимали друг друга с полувзгляда, и ведущий развлекал публику, пока всё не пришло в норму. С тех пор я сохраняюсь каждые 15 минут...

Второй случай был похож на первый — и произошёл из-за той же неудобной консоли несколько лет назад. Убедившись, что все проблемы исправлены, я включил её в спецификацию тура вместе с внушительным набором арендованного оборудования. И только через несколько дней, на последней репетиции мы поняли, что проблемы не уменьшились от слова совсем, и мне пришлось буквально на голову встать, чтобы провести это шоу в таких условиях, так как было уже некогда менять консоль.

Что больше всего расстраивает тебя в твоей профессии?

Пожалуй, её неопределённость. В 9 случаях из 10 что-то идёт не по плану, и каждый раз находится какая-то веская причина, не зависящая от тебя и твоей команды. Все мы попадаем в такие ситуации и знаем, что надо просто сделать выводы и жить дальше.

Кроме того, требуются огромные усилия, чтобы перестать постоянно беспокоиться о самых разных вещах: каким будет твой следующий проект, где он состоится, не выберут ли кого-нибудь другого для проведения твоего собственного шоу. Тут нет другого рецепта, кроме как поддерживать ментальную дисциплину и убеждать себя в том, что работа — это ещё не вся твоя жизнь. Мы с женой запустили благотворительный проект для беспризорных ребят из Уганды, и в нём я могу видеть какую-то перспективу, но мне потребовалось много лет, чтобы научиться принимать свою работу такой, какая она есть.

10.jpg

Какой совет ты хотел бы дать начинающим художникам по свету?

Я думаю, что наша индустрия отчаянно нуждается в притоке свежей крови, поэтому в ней всегда есть возможности для развития. Держитесь за эту мысль, даже если на ваши вопросы нет простых ответов. Изучайте технологии и не бойтесь того, что вам придётся подавать чай и вешать приборы, пока не наступит ваш час. Я три года работал бесплатно, пока не получил свою первую должность. Наш бизнес — ухабистая дорога, но плюсы всё-таки перевешивают минусы.

Считаешь ли ты себя художником, несмотря на технологичность твоей работы?

Вряд ли я знаю ответ на этот вопрос. Работа художника по свету в какой-то мере уникальна — нужно быть креативным в части того, что вы хотите увидеть, и в то же время уметь работать с оборудованием и глубоко разбираться в доступных технологиях. Кроме того, приходится быть сильным лидером, чтобы управлять своей командой.

Что самое сложное в постановке световых шоу для телевизионных проектов?

Без сомнения, это бюджет и время — они, конечно, неразрывно связаны между собой. Коллеги, которые работают в других нишах, часто удивляются скорости телевизионных репетиций. Например, каждая пара танцев в Strictly на репетициях отыгрывается всего пять раз, и всё это занимает не более получаса.

11.jpg

Какие ловушки подстерегают художников по свету при освещении телешоу?

Первая из них — это напичкать своё шоу разными световыми «игрушками». Я много раз наблюдал, как на сцене создавали потрясающий движущийся свет только для того, чтобы испортить общую картину, забыв о самом важном — освещении человеческих лиц.

Ещё одна ловушка — не смотреть на монитор, когда ты освещаешь арену или театральную сцену. Очень легко проигнорировать телекамеры и наслаждаться видом светового шоу в качестве зрителя, но потом ты можешь обнаружить, что ничего из того, что ты делал, не отснято по-человечески. Я твёрдо убеждён в том, что художник по свету должен включать в свои требования не только оборудование, но и собственную команду. Ничего не получится, если за вашими камерами не стоят квалифицированные люди.

Как ты думаешь, у тебя есть свой стиль?

Снова трудный вопрос, потому что я работаю слишком во многих жанрах продакшн. Хотелось бы думать, что в моих работах есть какие-то черты театрального стиля, но не мне об этом судить.

Есть у тебя Правило №1?

Всегда внимательно отслеживайте расположение декораций, когда развешиваете приборы. Световой дизайн редко бывает самостоятельным — это лишь часть общей концепции.

Постановка шоу требует тесного взаимодействия многих людей. Как этого добиться?

Старайтесь общаться вживую или хотя бы по телефону, не прячьтесь за электронными письмами.

12.jpg

Где ты берёшь вдохновение?

Да везде. Мне повезло — я много путешествую, и все эти новые впечатления, архитектура и свет помогают мне придумывать новые идеи для своих проектов. Я собираю фотографии и часто зарисовываю понравившиеся мне визуальные эффекты. Время от времени я пересматриваю свои заметки и, начиная работать над шоу, довольно быстро понимаю, где и какой прибор я хочу использовать. Но у меня всегда есть несколько вариантов.

Есть ли у тебя желание попробовать что-то другое в световом дизайне?

Мне посчастливилось поработать в самых разных областях светового дизайна, и сейчас мне больше всего нравится освещать живые концерты и телешоу. Вряд ли я переключусь на что-то другое, скорее наоборот: именно опыт взаимодействия с другими проектами и технологиями помог мне осознать, как мне дорога моя обычная работа.

Каким ты представляешь шоу своей мечты?

Я думаю, это церемония открытия Олимпийских игр. Но выступления на Евровидении или в перерыве между таймами Суперкубка тоже бы подошли.

13.jpg

Как ты следишь за развитием световых технологий?

Я стараюсь читать отраслевые новости, хотя не слишком доверяю суждениям других людей. В этом смысле очень хороши торговые выставки: на них действительно, можно открыть для себя новые приборы и завязать полезные знакомства. Но гораздо важнее — побыть наедине с прибором в салоне производителя или в прокатной компании.

На какие характеристики ты обращаешь внимание?

Мой идеальный прибор должен тихо работать, отлично смешивать цвета, быть достаточно компактным и производить приятное внешнее впечатление. Если прожектор напоминает огромную уродливую лампу из чёрного пластика и при этом стоит как кабина авианосца, вряд ли он меня заинтересует.

Что ты думаешь о сокращении потребления электроэнергии?

Мы все должны думать об окружающей среде, но это имеет отношение не только к мощности наших приборов, но и к тому, как мы с ними работаем. Вы можете обвешаться экономичными светодиодами, но если ваш оператор привык включать приборы за несколько часов до звонка или забывает отключать электричество на ночь, это не спасёт планету.

14.jpg

Статья представляет собой вольный перевод интервью с сайта компании Vari Lite.

В статье использованы фотографии с сайта Дэвида Бишопа.

Новости

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить