Интервью с художником по свету: Ямил Чариф
Ямил Чариф — не первый художник по свету в своей семье, поэтому его вход в профессию был таким же естественным, как освоение родного языка. В данный момент он совмещает программирование световых шоу в компании Residente (Нью-Йорк) и руководство собственной компанией YC3 Lighting Design во Флориде. В основном Ямил Чариф работает с артистами из Латинской Америки, самым успешным из которых является Ромео Сантос (его шоу Утопия 2019 стало рекордным по числу зрителей сольным концертом за всю историю Нью-Йоркского стадиона MetLife). «Пунктик» Ямила Чарифа — это его отношение к окружающей среде: работая в такой энергоёмкой отрасли, как шоу-бизнес, он всегда верен своей стратегии грамотного потребления ресурсов.
Ты родился в известной семье художников по свету. Был ли у тебя шанс выбрать профессию, не связанную со световым дизайном?
Пожалуй, нет. Я никогда даже не мечтал о чём-то другом. Правда, сейчас я раздумываю, не пойти ли мне изучать архитектуру, но это тоже с расчётом применить полученные знания в моей работе художником по свету.
Как ты взаимодействуешь со своим отцом и братьями? Влияете ли вы друг на друга в профессиональном плане?
Конечно. Мой отец и братья всегда в курсе того, над чем я работаю. Мне всегда интересно их мнение о моих проектах, а они часто спрашивают моего совета по поводу своих.
У меня два брата: Элиан (ему 34) и Халил (25 лет). Элиан программирует большую часть шоу, которые выходят в нашей студии, несмотря на то, что сам он не проживает в США. Халил участвует в качестве художника по свету в нескольких наших проектах. Он самый младший из нас и отлично разбирается в новых технологиях. Мы с братьями считаем отца нашим «продакшн гуру». Он привёл нас в эту профессию, и мы до сих пор постоянно с ним консультируемся. Несмотря на то, что официально компания считается моей (мы не оформляли никакого партнёрства), моя семья — такая же её часть, как и я сам.
У меня два брата: Элиан (ему 34) и Халил (25 лет). Элиан программирует большую часть шоу, которые выходят в нашей студии, несмотря на то, что сам он не проживает в США. Халил участвует в качестве художника по свету в нескольких наших проектах. Он самый младший из нас и отлично разбирается в новых технологиях. Мы с братьями считаем отца нашим «продакшн гуру». Он привёл нас в эту профессию, и мы до сих пор постоянно с ним консультируемся. Несмотря на то, что официально компания считается моей (мы не оформляли никакого партнёрства), моя семья — такая же её часть, как и я сам.
Есть ли у тебя какое-то формальное образование в области светового дизайна или организации мероприятий?
Я с 16 лет работаю в этой индустрии, это и было моим образованием. Когда я учился в старшей школе, я постоянно программировал шоу, а попутно занимался всем остальным: оборудованием, электроникой, медиа-серверами, системами развеса и маркетингом. Так что, можно сказать, я прошёл множество разных курсов. В самом начале своей работы я даже досконально изучил электротехнику — просто потому, что хотел научиться самостоятельно устранять все неполадки. Мне всегда нравилось узнавать, как (и почему) всё работает.
Кто, кроме твоей семьи, поддерживал и вдохновлял тебя на этом пути?
Отличный вопрос! Конечно же, я учился у каждого, с кем сводила судьба. Я обожаю задавать вопросы и фанатею от больших команд и всяческих коллабораций. Поскольку я начинал свою карьеру с самых простых операций (развешивал приборы, тянул кабель и т.д.), мне довелось поработать в самых разных местных компаниях и театрах Майами и Буэнос-Айреса. Кроме того, мне часто помогали мои друзья (хотя по возрасту они годятся мне в отцы) — художники по свету Густаво Перес Линдо и Энрике «Тито» Ромеро.
Ты можешь назвать какие-то важные, поворотные точки в своей карьере?
Могу рассказать, какие проекты принесли мне больше всего трудностей и удовлетворения. Например, я помню, как мы на празднике Miami Heat чествовали Леброна Джеймса, Криса Боша и Дуэйна Уэйда — это было эпическое шоу. В то время я как раз работал в Форт Лодердейле, и мы всей командой полностью сделали этот проект всего за неделю. Это было круто!
Ещё одним недавним прорывом стало выступление Ромео Сантоса на стадионе MetLife. Шоу называлось — «Утопия» — и было просто огромным, мы взяли на себя всё производство, начиная с контента и заканчивая освещением, и справились со всем за 45 дней.
Мне также повезло программировать свет в последнем туре Residente — мы сделали это с моим братом и ещё с одним замечательным художником по свету Вади Родригесом. И, конечно, я помню мои первые мировые туры с Рикардо Монтанером: тогда я был ещё совсем юным и просто изнемогал от огромной ответственности, хорошо, что со мной рядом тогда были мои братья и отец.
Больше всего я расстраиваюсь, когда вижу, как неразумно люди относятся к использованию ресурсов. Например, когда многие артисты хотят иметь на своих выступлениях какое-то нереальное количество света, хотя, по большому счёту, в этом нет необходимости.
Какой совет ты дал бы начинающим художникам по свету?
Посоветовал бы идти за своей мечтой и не прекращать учиться. Делать всё очень внимательно и не бояться обращаться за помощью к своим коллегам.
Стараться сберегать ресурсы, но при этом не экономить на качестве шоу. Например, я всегда обращаю внимание на то, сколько энергии тратит тот или иной прибор, сравниваю его с другими.
Есть ли у тебя свой стиль в освещении, и если да — как бы ты его описал?
Не уверен, что у меня есть собственный стиль. Я очень подвержен влиянию старой школы, поэтому у меня всегда есть передний, боковой и задний свет — то, о чём забывают многие современные художники по свету (они предпочитают просто светить — и всё).
Я фанат хорошего дизайна во всём, чего бы это ни касалось — в обуви, антикварных автомобилях, архитектуре и живописи... В том, что касается дизайна, я могу назвать себя минималистом, поскольку очень осознанно отношусь к потреблению ресурсов и стараюсь сокращать расходы на логистику и электричество (если это не вредит постановке). Но и технологиями я тоже серьёзно увлечён. Мне нравятся шоу, в которых используется много высоко технологичных элементов — это помогает вовлекать зрителей и делает шоу уникальными.
Успех шоу во многом зависит от взаимопонимания между артистами и членами постановочной команды (а также между разными её подразделениями). Как тебе удаётся это обеспечить?
Я считаю, что нужно как можно больше делиться информацией, и это помогает мне всё время поддерживать связь со всей командой. У каждого из её членов есть доступ к моей папке в облаке, куда я складываю буквально всё — от сценария шоу до контента и CAD-файлов. Таким образом, каждый с самого начала имеет всю информацию о проекте и может своевременно её обновлять. Я люблю задавать вопросы (это помогает вовлечь в работу всех без исключения) и сам стараюсь ничего не скрывать.
Мне нравится наблюдать за тем, как другие люди делают ту же работу, что и я, но по-другому. Такие наблюдения очень много мне дают — ведь мой способ не всегда самый лучший.
Где ты берёшь вдохновение для своих проектов?
В первую очередь, от самих артистов или групп. Мы ведь являемся последним звеном в реализации их идей: кто-то другой записывает музыку, собирает альбом, придумывает обложку и делает маркетинг. Поэтому я стараюсь вернуться к истокам, а затем полностью сфокусироваться на своём собственном видении того, какой опыт зритель должен получить от этого шоу. И кроме того, меня очень вдохновляет архитектура и красивая мебель.
Социальные сети — это окно в сегодняшний мир. Все мы видим то, что происходит, сквозь социальные сети. Но картинка, представленная в социальных сетях, вряд ли расскажет вам правду, ведь есть колоссальная разница между фотографиями, сделанными профессиональной камерой и недорогим телефоном.
Поэтому я стараюсь использовать социальные сети только тогда, когда хочу расслабиться, и не связываюсь с ними, когда дело касается моей работы. Я просто стараюсь красиво осветить сцену и забочусь о том, чтобы она хорошо выглядела для людей, сидящих в зале. Из-за этого и картинки в социальных сетях производят должное впечатление, хотя в процессе постановки я совсем о них не думаю.
Архитектурное освещение. Я хотел бы как-нибудь осветить здание музея или нечто подобное.
Какими другими художниками по свету ты особенно восхищаешься?
Я всегда следил за работой таких топовых художников по свету, как Лерой Бернетт, Питер Морс, Бутч Аллен, Марк Фишер, Стив Коэн, Баз Калпин, Кори Фитцджеральд и некоторых других. Они — лучшие в нашей индустрии, и именно их пример вдохновляет меня выкладываться по полной каждый день.
Трудный вопрос... Возможно, это — критический взгляд на вещи или способность вникать в детали больше, чем только один раз.
Мне нравятся простые приборы, но я всегда обращаю внимание на соотношение между световым выходом и потреблением энергии, систему цветосмешения и способность двигаться плавно и мягко.
Vari Lite всегда был одним из моих любимых брендов. Когда долго работаешь со светом, начинаешь понимать, кто влияет на индустрию, и какие бренды задают тон изменениям. На сегодняшний день мой любимый прибор — VL10 BeamWash, но я также включаю в свои шоу VL3500 Wash, так как мне нравится его световой выход и производительность. Не могу дождаться, когда смогу приобрести как можно больше VL5 LED Wash, но пока, к сожалению, нет возможности их использовать.
Кредо твоей компании — забота об окружающей среде. Как это влияет на твои методы и инструменты?
Чтобы претворять этот принцип в жизнь, не нужно всё время держать его в голове. Я просто смотрю на технические характеристики прибора и тестирую его, чтобы понять, будет ли он работать именно так, как мне нужно. Это всё равно, что быть вегетарианцем — поначалу немного трудно, но после того, как это станет твоей второй натурой, ты просто отслеживаешь ингредиенты.
Я считаю, что эта технология уже очень сильно продвинулась, но разница между светодиодами и галогенными приборами заключается не только в потреблении энергии, но и в качестве света. Поэтому иногда всё же необходимо использовать традиционное освещение — HMI или другие типы ламп.
Чего не хватает художникам по свету? Что бы ты хотел получить от производителей?
Наша индустрия развивается настолько быстро, что некогда думать о том, чего не хватает, — успеть бы разобраться с тем, что только что появилось. Но если серьёзно, то больше всего мне бы хотелось появления чётких стандартов в функциях и названиях каналов — так, как это реализовано в световых консолях. У современных прожекторов слишком много режимов и каналов. Само по себе это неплохо, но было бы лучше, если бы все приборы имели общий «стандартный» режим и могли как-то согласовываться со всеми остальными. Это очень упростило бы работу многих художников по свету...
Статья представляет собой вольный перевод интервью с сайта компании Vari Lite. Фотографии взяты с сайта и Facebook аккаунта компании YC3 Lighting Design.