8 (83130) 6-98-99

Художник по свету Каролина Флориан

Carolina Florian.jpg

Каролина Флориан руководит Департаментом освещения в международной компании Buro Happold. За 15 лет карьеры художника по свету она проектировала свет для внешних и внутренних объектов, занималась дизайном естественного света и планированием городского освещения. В своём интервью она рассказывает о своём видении дальнейшего развития светового дизайна. Иллюстрации для русскоязычного (вольного) перевода взяты с сайта Buro Happold.

Сложно ли работать со светом?

Да, сложно. Даже если у вас хватает опыта и знаний, и вы активно пользуетесь программным моделированием, реальный результат может вас очень удивить. Из-за того, что наши глаза воспринимают окружающий мир не таким, каким он получается на фотоснимках или тех изображениях, которые получаются расчётным путём, многие вещи невозможно предвидеть, не сделав макет или предварительные физические тесты. Поэтому важная часть работы со светом состоит в том, чтобы получить от производителей образцы их продукции. Только так можно убедиться, что их светильники и прожекторы смогут дать клиентам то, что мы им пообещали.

MacArthur Elementary School_Binghampton, NY, USA_2015.jpg

С какими проблемами в своей работе вы чаще всего сталкиваетесь?

Главная проблема состоит в том, что свет обычно кажется людям очень доступным материалом. Из-за этого у многих складывается собственное мнение о том, каким должно быть освещение, даже если они далеки от понимания самой природы света. Поэтому приходится прилагать колоссальные усилия, чтобы продемонстрировать ту ценность, которую мы можем привнести в тот или иной проект.

Peace Hall_Halifax, UK_2013-17.jpg

А что это за ценность?

Я бы сказала, что это наш опыт, который позволяет воплощать задуманное, то есть делать так, чтобы люди могли не только представить, как может выглядеть пространство, но и почувствовать это в реальности. В нашем бюро есть самые разные специалисты, и это позволяет нам учитывать архитектурные и технические факторы, условия окружающей среды, а также всё, что имеет прямое отношение к освещению, в том числе социально-экономические и психологические аспекты.

И, конечно, наши сотрудники сопровождают клиентов на протяжении всего проекта — от первоначального планирования до ввода в эксплуатацию и передачи объекта конечному пользователю.

551 West 21st Street_New York, USA_2017.jpg

Правильно ли говорят, что хорошее освещение — это освещение, которого не замечаешь?

Да, так и есть. Я недавно смотрела фильм «Коко Шанель», и там она говорит что-то вроде: «Если вы запомнили женщину, значит, её платье было фантастическим, но если вы запомнили платье, значит, оно никуда не годилось». Со светом то же самое. Наша задача — как можно гармоничнее вписать освещение в ту среду, где находится человек. Если источники света слишком бросаются в глаза или, хуже того, раздражают, значит, мы плохо сделали свою работу.

Мы очень тесно сотрудничаем с архитекторами — иначе просто невозможно реализовать весь потенциал, заложенный в их проектах. Но мы также очень внимательно прислушиваемся и к конечным пользователям, так как человеческий фактор сильно влияет на наши дизайнерские решения. Такой подход позволяет создавать пространства мирового класса, такие, как удостоенная многих наград офисная среда на One Angel Square.

One Angel Square_Manchester, USA_2013.jpg

А что в световом дизайне тебя раздражает?

Например, слишком агрессивный свет уличных фонарей. Я в курсе, что из-за требований по энергоэффективности большая часть уличного освещения использует светодиодные источники, но мне кажется, сейчас уже все должны понимать, что холодный белый свет не подходит для ночной подсветки. И ещё меня раздражают цветные лампочки на фасадах домов — это мельтешение зелёного, красного и пурпурного кого угодно может свести с ума.

Tottenham Hotspur Football Club_London, UK_2009-19.jpg

Как светодиоды повлияли на твою работу?

Сегодня около 45% всей потребляемой зданием электроэнергии идёт на освещение. И это отличный повод внедрять современные инновационные решения, в том числе и светодиодные источники света, которые обладают огромным потенциалом в плане управления светом, цветового диапазона и динамических эффектов.

Но инновации не должны ограничиваться только сменой источников света или контролем расхода электроэнергии. Сейчас мы фактически совершаем переход от привычного статического освещения к возможности изменения температуры белого света в зависимости от времени суток или нашего настроения. Человеческий организм функционирует очень циклично, и все мы знаем, что естественное освещение меняется от приглушённого белого света ранним утром до очень яркого в полдень, а на закате этот свет приобретает янтарные оттенки.

McEwan Hall_University of Edinburgh, Scotland_2009-17.jpg

Мы можем учитывать эти изменения при проектировании искусственного освещения, и именно такой подход даёт нужный эффект. Например, в Бирмингемской библиотеке нам удалось в два раза сократить потребление электроэнергии без какого-либо ущерба для заказчика и без малейшего отклонения от архитектурной концепции здания. Искусственное освещение можно и нужно выстраивать так, чтобы оно отвечало потребностям человека. Сегодня это вполне реально, поскольку мы уже многое знаем о том, как человек реагирует на свет, причём не только в терминах эстетики или настроения, но также и в психологическом плане.

Ты говоришь о циркадных ритмах?

Да, это сложная тема. Пока нет исследований, подтверждающих, что искусственный свет воздействует на наши циркадные ритмы так же, как солнечный. Но они очень нужны для того, чтобы можно было проектировать свет, например, для тех людей, которые работают в ночные смены.

Олимпийский стадион «Фишт»_Сочи, Россия.jpg
Работа художника связана больше с техническими знаниями или с творческой интуицией?

И с тем, и с другим. Технологии освещения, особенно в том, что касается управления светом, очень быстро меняются. Вот мы сейчас работаем над большим проектом в Саудовской Аравии. Речь идёт о застройке пустынного побережья — в этом месте будут построены три курортных комплекса со всей инфраструктурой (аэропортом, новыми дорогами и т. д.). Видение клиента ограничивается представлением об интегрированной, умной среде, которая обеспечит качественный отдых на уровне 7-звёздочного курорта. Но если бы мы сфокусировались только на эмоциях отдыхающих и не были в курсе современных технологий, то вряд ли смогли бы предложить что-то стоящее.

San-Diego-Coronado Bay Bridge_San-Diego, CA, USA_2021.jpg

Что тебе нравится в твоей работе?

В нашей компании меня вдохновляет то, что Buro Happold привлекает для решения сложных задач специалистов из самых разных областей. Мы все работаем в команде, и это даёт уверенность в том, что мы сможем реализовать видение клиента. И хотя договариваться с архитекторами довольно сложно, все понимают, что без правильного освещения ни один объект не будет выглядеть так, как это было задумано.

Museum of the Future_Dubai, UAE.jpg




Новости

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить