8 (83130) 6-98-99

Кто придумал Moving Heads?

Современные полноповоротные прожекторы появились не вдруг и не на пустом месте, попытки управлять сценическим светом начались очень давно. Доказательством этому служит сохранившийся до нашего времени рисунок примитивной системы диммирования: яркость пламени контролируется с помощью шкивного механизма, опускающего колпаки на свечи.

Трудно поверить, что дата создания этого рисунка — 1650 год.jpg

Следующая иллюстрация представляет рисунки к двум американским патентам. На первом рисунке изображено то, что сегодня мы называем движением по PAN и TILT, автор изобретения в полной мере использует новейшие технологии того времени: электрический источник света и мотор-редуктор. Второй рисунок сделан художником по свету Жюлем Фишером, который разработал и применил в Бродвейских театрах несколько автоматизированных приборов.

Рисунки из американских патентов 1928 и 1957 годов.jpg

В 50-х годах прошлого века над созданием световых приборов с базовыми функциями автоматизации работали инженеры нескольких стран. В США этим плотно занимался профессор Йелля и известный театральный консультант Джордж Изенур со своими студентами. К сожалению, реализация многих из его замечательных идей была невозможна из-за технологических ограничений. Например, Изенуру приписывают изобретение одного из первых зеркальных прожекторов с жидкостным охлаждением (другого варианта на тот момент не существовало, а этот явно не был безопасным).


Автоматизированный прожектор и рэк управления Джорджа Изенура.jpg

Но настоящее развитие «движущихся голов» началось в 70-е годы, когда лучшие рок-группы, до того времени выступавшие в небольших клубах, переместились на спортивные арены и открытые площадки. Теперь их концерты требовали соответствующей мощности звука и света и подстегнули появление таких компаний, как Showco из Далласа, штат Техас.


Концерт группы Led Zeppelin_1973.jpg

Основным направлением компании Showco была поставка звукового оборудования для концертных туров, но параллельно её сотрудники занимались и разработкой новых световых приборов. Появившиеся к тому времени технологические достижения сделали эту работу не только возможной, но и успешной. Перечислим три основных:


Сотрудники компании Showco Джон Ковингтон, Джим Борнхорст, Брукс Тейлор и Том Уолш.jpg

1. Всё началось с появления прожекторов с газоразрядными источниками света, которые были достаточно яркими, чтобы их мощности хватало для освещения больших арен, и достаточно компактными, чтобы вокруг них можно было выстроить оптическую систему.

2. Какое-то время в концертных турах использовался только белый свет: театральные гелевые плёнки не выдерживали ярких лучей газоразрядных ламп и быстро выгорали. Эту проблему решили стеклянные дихроичные фильтры.

Одна из первых оптических систем.jpg

3. В то же время начала бурно развиваться твердотельная электроника. Полупроводники оказались намного компактнее и надёжнее своих предшественников — электронных ламп, и это позволило создать системы управления, которые смогли выдерживать долгие переезды.

Взяв лучшее из этих трёх технологий, специалисты Showco создали свой первый автоматизированный прожектор — VL-Zero. Строго говоря, это был всего лишь прототип, и вращались в нём сами фильтры, а не корпус прожектора. Но музыканты сотрудничавшей с Showco британской группы Genezis были настолько впечатлены потенциалом нового прибора, что вложили 1 миллион долларов в его доработку.

VL Zero_1980.jpg

Так появился VL1 — родоначальник Series 100. Этот прожектор имел три колеса с цветными дихроичными фильтрами, ирис и колесо с металлическими гобо и апертурными отверстиями. Движением прибора по PAN и TILT управляли два сервомотора. Первый тур Genesis с участием нескольких десятков VL1 начался в Барселоне в 1981 году. Прожекторы часто ломались, и сопровождавшим группу специалистам постоянно настраивать и чинить их. Но зато на шоу они выглядели просто замечательно, позволяя художникам по свету менять цвет, форму, интенсивность и положение светового луча, а также получать первые проекции с помощью металлических гобо.


Концертный тур Genezis_Барселона 1981.jpg

К этому времени отделение Showco, занимавшееся разработкой световых приборов, зарегистрировалось под именем Vari Lite (название было придумано менеджером Genezis Тони Смитом). Компания быстро стала знаменитой, с ней начали сотрудничать такие известные исполнители как Билли Джоэл и Пол Маккартни. Всего с 1981 по 1984 годы было выпущено около 860 прожекторов VL1.


VL1.jpg

Важно понимать, что в то время большинство художников по свету скептически относились к подобным приборам, смотрели на них как на временное явление, которое быстро выйдет из моды. Главными функциями прожекторов считались смена цвета и фокуса, никто не предполагал, что прибор можно оставить включённым во время этой перемены. Открытие того факта, что движение светового луча само по себе может быть завораживающим зрелищем, стало ключевой особенностью концертного освещения.


Оборудование для рок-концерта_конец 70-х.jpg

К созданию полноповоротных прожекторов стали подключаться другие компании, появилась конкуренция, и производители стали активнее экспериментировать и предлагать новые решения. Огромную роль в росте рынка автоматизированных световых приборов сыграла быстро развивающаяся робототехника.

Примерно в эти же годы французская компания Chameleon создала первый автоматизированный сканер Telescan. Производители тут же разделились на два лагеря: кто-то предпочитал двигать лиру, кто-то — зеркало. Зеркало вращалось намного быстрее, чем тяжёлая лира, но могло создавать луч света, ограниченный 30-40°. Лиры же могли осветить всю сцену целиком, и хотя их движение не было таким быстрым, выглядело более органично и естественно.

Chameleon Telescan.jpg

Дальнейшие технологические усовершенствования хорошо просматриваются в линейке автоматизированных приборов Vari Lite.

VL2 был, пожалуй, наиболее тщательно проработанной версией полноповоротного прожектора. В его многочисленных модификациях были впервые применены:
  • функция BeamIris для изменения диаметра луча,
  • подвижная передняя линза, делающая границы светового луча более чёткими,
  • тайминг для различных функций,
  • вентилирующие жалюзи на корпусе прибора,
  • управление по DMX.
Выпущенный в 1988 году VL4 стал первым коммерческим прибором заливки. У него был яркий, мягкий и ровный луч, механический строб и компактный корпус, который сильно облегчал жизнь художников по свету, но в то же время не допускал использования более ярких ламп (прибор быстро перегревался).

VL4_1988.jpg

VL5 стал первым прожектором, который можно было размещать рядом с освещаемыми объектами без угрозы их «поджарить» (его рефлектор был сделан из дихроичного стекла, поглощавшего красные оттенки спектра). Кроме того, в нём впервые было успешно реализовано конвекционное охлаждение, поэтому прожектор практически не шумел.

Появление полноповоротных прожекторов привело к ускоренному развитию целого ряда направлений в сфере профессионального освещения:

1. Вместо первых простеньких контроллеров, которые управляли всего одним прибором и могли запускать пару-тройку сценариев, появились более современные модели, оснащённые энкодерами, каждый из которых отвечал за определённую функцию приборов и позволяли плавно менять значения параметров. В 1985 разработчики Vari Lite научились сохранять информацию о цвете, размере, интенсивности и направлении луча в памяти самих приборов (до того времени эти данные загружались в консоль с нескольких подключённых к нему жёстких дисков). С этого момента у художников по свету появилась возможность управлять одновременно большим количеством прожекторов (даже несмотря на довольно низкую скорость передачи потоков данных).

2. Использование газоразрядных источников света привлекло интерес инженеров к качеству света, в частности, к его цветовой температуре. Именно в это время был придуман индекс CRI и начался поиск идеального источника, приятного для глаз и наиболее точно отображающего разные оттенки цвета.

3. Однако лучше всего потенциал «движущихся голов» оценили художники по свету, работающие в репертуарных театрах. Впервые на театральной сцене их использовал Дэвид Хокни, поставивший в 1987 году оперу Tristan and Isolde, в которой было задействовано 150 автоматизированных приборов (они заменили 500 традиционных прожекторов). Правда, эти прожекторы работали так громко, что заглушали голоса певцов и оркестр. Зато это дало толчок к созданию поворотных лир, которые сегодня стали стандартом сценического освещения в большинстве театров мира.

Театральные поворотные лиры.jpg

Основные идеи для этой статьи были взяты из лекции Тома Литрелла, одного из первых сотрудников компании Showco (впоследствии Vari Lite).


Новости

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить