8 (83130) 6-98-99

Справочник по работе оборудования сцены

Для режиссера или художника взяться за постановку легендарной рок-оперы – серьезный шаг. Потому что придумывать что-то свое придется на фоне авторитета канонической ленкомовской версии. А с другой стороны, материал такой вечный, такой пронзительный, что смыслов и прочтений хватит на всех, кто решится с ним работать.
В Марийском театре оперы балета решились. 

Художник-постановщик «Юноны и Авось», главный художник Марийского национального театра оперы и балета Борис Голодницкий сохранил классическое, морское, «корабельное» оформление сцены. И оригинально обыграл его с помощью верхней механики. А именно:


Основные декорации – это три обшитые фанерой металлоконструкции, подвешенные на штанкетных подъемах (по три на каждую) перпендикулярно порталу. Длина одной такой балки – 12 метров.

Борис Голодницкий.jpg

Если бы декорационные подъемы были ручными, как раньше, потребовалось бы по три монтировщика с каждой стороны для подъема-спуска балок. Но все равно, плавное синхронное движение без компьютерной системы управления сделать невозможно.


Еще когда мы работали в старом здании театра, у меня была идея сценографии оперы «Ромео и Джульетта». Придумали сложные вращающиеся конструкции на заднике сцены и — ничего не получилось. Задник опрокинуло. Невозможно без современного оборудования придумывать особенную сценографию.

Балки соединены канатами. Причем на боковых конструкциях установлены специальные  ролики – для беспрепятственного скольжения каната по балке. 

Балки движутся вверх-вниз, становятся в разные положения относительно друг друга, прямо на глазах зрителя меняя мизансцену, а то и непосредственно участвуя в действии.

 К примеру, в начале спектакля балки опущены, канаты аккуратно разложены по планшету.


Борис Голодницкий:

Это дает нам возможность сохранить оформление сцены в тайне до самого отправления Резанова в путь. Зритель не понимает еще, что это за конструкции. А потом начинается движение, корабль «вырастает» из сцены, что дает очень хороший ассоциативный эффект.


Марийская опера. Юнона и Авось Марийская опера. Юнона и Авось Марийская опера. Юнона и Авось


Корабельные канаты сами по себе создают атмосферу. А еще с ними хорошо работают актеры. Например, в постановке Марийского театра в рок-опере появляется новый персонаж — цыганка, предсказывающая Кончитте ее судьбу. Цыганка приближается к Кончитте, стремительно и зловеще раздвигая канаты на своем пути. Как ветви в густом лесу или нити паутины. 

Центральная балка подвешена на поворотный крюк: она слегка, но постоянно движется в горизонтальной плоскости. И это тоже сценический эффект. Угол поворота балки ограничен четырьмя страховочными тросами, потому что в конце первого действия на нее поднимаются Резанов и Кончитта, и корабль их уносит. 


Марийская опера. Юнона и Авось Марийская опера. Юнона и Авось Марийская опера. Юнона и Авось

Единственная претензия Бориса Голодницкого к механическому оборудованию новой  Марийской оперы – это то, что сцены такого уровня оснащения есть далеко не в каждом российском театре: 

- Трудно будет вывезти нашу «Юнону и Авось» на гастроли.


Видео из спектакля в передаче "АртМари":


Использованы фото Евгения Никифорова.

Новости

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить