8 (83130) 6-98-99

Театральный консультант Стивен Раст: «Самое главное — согласовать цели»

Steven Rust.jpg

Театральный консультант Стивен Раст работает в американской компании Theatre Projects. Он занимается разработкой спецификаций для световых комплексов самых разных пространств: театров, конференц-залов, выставочных комплексов и торговых центров. Мы перевели интервью, взятое у Стивена Раста специалистом компании Strand Lighting, а затем решили проиллюстрировать его фотографиями самых интересных проектов Theatre Projects. Приятного чтения!

Привет, Стивен! Когда впервые состоялось твоё знакомство со сценическими технологиями?

В старшей школе. Я тогда играл в рок-группе, и нам, подросткам, очень хотелось походить на Led Zeppelin. Мы понимали, что для этого нам не обойтись без сценического света и дым машин. Поэтому я как-то раздобыл несколько каталогов со световым оборудованием и вдруг почувствовал огромный интерес к этой области знаний. Я поступил в колледж, начал изучать световой дизайн и больше уже никуда не сворачивал с этой дороги, разве что ненадолго отвлёкся, чтобы получить степень по экономике.

Harvard Business School, Klarman Hall_Boston, Massachusetts, USA_2018.jpg
Гарвардской Бизнес Школе нужна была площадка для обучения будущих лидеров ораторскому искусству и приёмам взаимодействия с аудиторией. Компания Theatre Projects спроектировала зал с тремя расположенными по бокам галереями, поднимающимися из пола выдвижными экранами для уютных просмотров и огромной видео стеной для демонстрации кинофильмов и крупных презентаций. Зал оснащён четырьмя аудиосистемами для усиления звука, а также ультрасовременной «системой голосового подъёма», позволяющей участникам конференций слышать докладчика и непринуждённо общаться друг с другом из любого места в зрительном зале.

А как ты стал театральным консультантом?

После окончания колледжа я работал художником по свету в оперном театре Goodspeed в Восточном Хаддаме. В этом маленьком театре была консоль Strand Light Palette, которую я досконально изучил. Это знание помогало мне впоследствии много лет — и когда я работал в Нью-Йорке, и когда потом путешествовал по Америке с разными туровыми компаниями. В те годы мне приходилась пробовать себя и в качестве режиссёра-постановщика, и именно тогда я осознал, как сильно влияет на качество шоу дизайн самого здания и состав его оборудования. Я стал изучать театральную архитектуру, прошёл несколько курсов CAD и в какой-то момент начал заниматься театральным консалтингом.

King Abdulaziz Center for World Culture_Dhahran, Saudi Arabia_2018.jpg
Задача этого центра знаний и культуры — поддерживать творчество, заряжать вдохновением и создавать возможности для обмена идеями. Центр имеет лабораторию и библиотеку, два музея с архивами и три сценических площадки для постановки спектаклей и проведения массовых мероприятий:
• 900-местный многофункциональный театр с трансформируемой сценой для оркестра из 80 музыкантов,
• кинотеатр на 300 мест для просмотра лекций и учебных фильмов,
• большой конференц-зал — универсальное пространство для организации выставок, банкетов и научных дискуссий.

Если бы кто-нибудь спросил тебя, чем ты занимаешься, как бы ты это описал?

Я разрабатываю осветительные системы и инфраструктуру для исполнительских и развлекательных заведений. Причём, эти заведения могут быть самыми разными: от театров, музеев, стадионов и конференц-залов до торговых центров, гостиниц и других коммерческих пространств. Например, в последние годы я работал над такими проектами, как маленький рок-н-рольный клуб в Норфолке, штат Коннектикут, или огромный центр искусств в Мумбаи, Индия.

New York City College of Technology_New York, New York, USA_2019.jpg
Восьмиэтажный академический центр одного из крупнейших университетов Нью-Йорка включает в себя учебные аудитории, лаборатории, административные офисы, 800-местную среднюю школу и многофункциональное театральное пространство на 1000 мест, которое может использоваться как лекционный зал или в качестве театра и оборудовано трансформируемой сценой, начинённой современным аудиовизуальным оборудованием.


Если бы ты не стал консультантом, что бы ты делал вместо этого?

Работал бы в кавер-группе Led Zeppelin.

Led Zeppelin.jpg

Что тебе больше всего нравится в твоей работе?

Делать то, чего никто никогда не пробовал. Согласовывать усилия архитекторов, акустиков и инженеров с требованиями к сценическому освещению. Находить соответствие между тем, как видит это здание архитектор, и собственными знаниями о направке световых приборов, распределении энергии и электробезопасности.

TCU Amphitheater at White River State Park_Indianopolis, Indiana, USA_2020.jpg

Этот современный амфитеатр на 2700 зрителей (ещё 4000 дополнительных мест можно расположить на прилегающем зелёном склоне) предназначен для проведения широкого спектра гастрольных представлений. Компания Theatre Projects разработала не только систему освещения, сцену с двумя видеоэкранами, VIP-ложами и вспомогательными помещениями для артистов и технического персонала, но и гибкую инфраструктуру, позволяющую управлять всем этим высокотехнологичным оборудованием.


А что кажется тебе наиболее трудным?

Совмещать ожидания клиента и ограничения бюджета. В начале работы над каждым проектом мы устраиваем встречу между теми, кто будет работать в этом здании, и теми, кто будет участвовать в его проектировании. Каждая группа озвучивает свои пожелания и намерения, но проблема в том, что к этому времени, бюджет, как правило, уже утверждён. Наша цель состоит в том, чтобы рассмотреть разные точки зрения, оставить всё самое лучшее и принять верные решения, позволяющие вписаться в бюджет.

Недавний пример: старый театр нужно было превратить в площадку для музыкальных выступлений. Наклонный пол и жёстко закреплённые зрительские сидения обошлись бы слишком дорого, и кроме того, задали бы определённый стиль для будущих представлений. В итоге мы предложили сделать многоуровневый пол — это решение обошлось гораздо дешевле и обеспечило большую гибкость.

Chase Center, Small Theatre_San Francisco, California, USA_2020.jpg
Chase Center — это спортивная арена на 18 тысяч мест, домашняя площадка баскетбольной команды штата — Golden State Warriors. Команда проектировщиков из Theatre Projects обеспечила её универсальность, отделив часть арены вдоль длинной её стороны. Это пространство, ограждённое подвижными многофункциональными стенами с баннерами, LED дисплеями и архитектурной подсветкой и получившее название Small Theatre (Маленький театр), вмещает около 2,5 тысяч зрительских сидений и оснащено дополнительными площадками, боксами и ложами.

Что входит в твоё понятие «успешный проект»?

Я считаю, что проект удался, когда заказчик счастлив, проектировщики удовлетворены своей работой, и здание начинает приносить прибыль (хотя бы небольшую). Самое главное — согласовать эти три цели:
  • дать владельцу здание, которое помогло бы ему осуществлять его миссию,
  • позволить команде найти правильное соотношение эстетики и технологий,
  • выдержать финансовое давление и не убить бизнес, связанный с этим проектом.
Успешный проект — это некий компромисс между затратами, дизайном и функциональностью.

Shangyin Opera House_Shanghai, China_2020.jpg
Оперный театр с его 1200-местным залом и 4 репетиционными залами был построен для Шанхайской консерватории. Это огромное здание (31000 кв. м) призвано совместить потребности консерваторских педагогов, возможность проведения платных мероприятий и туристических экскурсий, а также проживание студентов и гастролирующих артистов. Одним из нестандартных решений стало вертикальное распределение всех служб на 8 этажах здания.

Трудно работать с людьми?

Конечно, с людьми всегда трудно. Наша компания называется Theatre Project, но мы имеем дело не только с театрами. Да, наши специалисты отлично разбираются в стандартах архитектурного проектирования и сценических технологиях, но эти знания и опыт можно применить в любых пространствах. За 15 лет мы спроектировали много образовательных, спортивных и коммерческих объектов.

Нам есть на что опереться, и каждый раз, приступая к проектированию нового здания, мы просим команду проектировщиков посетить похожие объекты. Наблюдение за тем, как выглядит и функционирует готовое пространство, помогает формулировать новые идеи и настраивает на конструктивный разговор.

Brown University Performing Arts Centre_Providence, Rhode Island, USA_2022.jpg
Не имеющая аналогов универсальная лаборатория для творческих поисков легко меняет свою архитектурную форму, чередуя концертный зал, пространство с ровным полом, оркестровую площадку, театральную сцену и экспериментальные площадки. Автоматизированное оборудование позволяет менять конфигурацию пола, потолка и всех четырёх стен, пяти порталов со зрительскими сидениями, акустических занавесов и отражателей. Холл окружён стеклянными стенами, открывающими 360-градусный панорамный вид. Внизу расположены три сцены для репетиций артистов, танцоров и оркестра.

Какими проектами ты больше всего гордишься?

Как правило, это сложные проекты, потребовавшие нестандартных творческих решений:
  • Silver Hall («Серебряный зал») для Case Western Reserve University,
  • Klarman Hall и HBS Studios для Гарвардской школы бизнеса,
  • Wall Street Theatre в Норфолке,
  • Jio World Centre в Мумбаи.
Сейчас в моём топе находятся проекты, связанные с реконструкцией. Совмещать новые технологии с традиционным стилем старых зданий — это самая интересная и трудная часть нашей работы. В данный момент мы работаем над проектом одного из Бродвейских театров: мы должны обновить существующий зрительный зал и вспомогательные помещения, а ещё — добавить коммерческий блок. Трудность состоит в том, что интерьер этого театра является историческим памятником, поэтому нам приходится очень осторожно внедрять элементы новых систем. После завершения всех работ это пространство будет выглядеть как театр 20-х годов, но с современной оптоволоконной системой управления освещением.

Cairo Expo City_Cairo, Egypt_Current Project.jpg
Свободная архитектура огромного Экспо-Центра в Каире (450000 м2) напоминает очертания дельты Нила. Конференц-центр располагается между выставочным пространством и отельным комплексом, а его главной достопримечательностью будет уникальный асимметричный зал на 4000 мест. Возможности конференц-центра дополняют второй конференц-зал на 500 мест, больше дюжины комнат отдыха с подвижными стенами, банкетный зал и 10 переговорных комнат, оснащённых по последнему слову техники.

Как тебе удаётся быть в курсе новых технологий?

Я читаю каталоги, езжу на выставки и общаюсь с производителями. Мне кажется, именно взаимоотношения с производителями оборудования имеют решающее значение для успешной реализации наших проектов. Мы полагаемся на их помощь на протяжении всего процесса работы — начиная со стадии проектирования и заканчивая обучением хозяев сцены.

Instituto National de Bellas Artes_Mexico City, Mexico_Current Project.jpg
В ходе этой амбициозной реконструкции будут полностью перестроены шесть театров, расположенных в знаменитом парке Чакапультек. В результате появятся: драматический театр с трансформируемой авансценой, танцевальный театр, универсальные экспериментальные пространства для драмы и танца, детский театр и несколько открытых театральных площадок. Вместимость будущих зрительных залов будет колебаться от 200 до 900 мест, а ещё к ним присоединят кинотеатры, рестораны и магазины.

Какие изменения, на твой взгляд, произошли в сфере сценического оборудования в последние годы? Чего, по-твоему, не хватает на сегодняшнем рынке профессионального освещения?

Прежде всего, это «закат диммерных рэков» и переход к более рациональному потреблению электроэнергии. Всего несколько лет назад нам приходилось даже в самых маленьких театрах прокладывать сотни диммерных линий. Сегодня это количество снизилось примерно в три раза, во многом благодаря распространению светодиодных приборов.

Некоторые наши клиенты всё ещё держатся за лампы накаливания, но их список становится всё короче, светодиоды постепенно захватывают рынок. Качество света у LED приборов может значительно отличаться, и это не обязательно связано с их ценой: не всегда более дорогие приборы демонстрируют лучшие результаты. Поэтому мы стараемся тестировать новинки.

Мне, как консультанту по вопросам, связанным с освещением, хочется видеть больше интересных систем управления сценическим и архитектурным светом. Но я также часто думаю о конвекционном охлаждении сценических прожекторов.

The Gateway, Conference and Exhibition Centre_Ras Al KHaimah, UAE_Current Project.jpg
Этот крупный проект входит в программу развития города Рас-Аль-Хайма в Арабских Эмиратах и будет включать в себя конференц-центр с двумя залами на 500 и 1500 мест, комнатами отдыха и помещениями для банкетов, несколько выставочных залов и дорогих отелей, а также торговый центр.

В статье использованы фотографии с сайта компании Theatre Project.

Новости

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить