8 (83130) 6-98-99

Уроки сценического освещения о Нейла Фрейзера. Выпуск 6

В шестом уроке сценического освещения художник по свету Нейл Фрейзер описывает завершающий этап процесса постановки света, начиная со светомонтировочной репетиции и заканчивая прогоном спектакля. Суть этого этапа состоит в детальной проработке и коррекции световых сцен.

6.1 Соберём всё вместе.jpg
К этому времени все элементы постановки уже собраны воедино. В репетициях участвуют все, кто занят в постановке. Спектакль прорабатывается сцена за сценой, с остановками по поводу возникающих проблем, до тех пор, пока всё не пойдёт правильно.

Проработка световых сцен — это внесение поправок в расположение приборов, корректировку их цвета и яркости. Иногда может потребоваться добавить или убрать какую-нибудь световую сцену, уменьшить или увеличить время перехода от одной сцены к другой и т.д. Количество таких изменений зависит от многих обстоятельств, в том числе от того, насколько подробно была составлена световая партитура спектакля. Теперь вам предстоит уточнять и дополнять её от репетиции к репетиции.

6.2 Художник по свету за работой.jpg

Как и раньше, успех этих репетиций во многом зависит от того, насколько хорошо вы к ним подготовились. Такая подготовка должна включать в себя следующие шаги.


Шаг 1. Заранее установите хорошие рабочие отношения с режиссёром, сценографом и помощником режиссёра. Постановка спектакля — процесс, в котором участвует множество людей, и результат существенно зависит от того, насколько быстро и хорошо вы понимаете друг друга.

Шаг 2. Перед репетицией потренируйтесь и подготовьте своих помощников (если они у вас есть) к тому, что придётся работать быстро: быстро менять направление луча, его ширину и интенсивность, быстро переставлять фильтры и т.д. Все основные технические операции должны быть доведены почти до автоматизма.


6.3 Направка прожектора.jpg


Шаг 3. Убедитесь в должном качестве связи с оператором, находящимся в осветительной комнате. Он должен слышать вас, даже если вы будете говорить шёпотом. Если вы рассчитываете самостоятельно менять освещение на сцене, вам понадобится переносной пульт.

Шаг 4. Постарайтесь устроиться максимально удобно. У вас должно быть достаточно места для подробного плана освещения, сценария спектакля, а также написанной или распечатанной последовательности световых сцен (с перечнем всех номеров каналов и соответствующих им уровней, а также временем перехода из одного состояния в другое). Не помешают запасные ручки и адекватное освещение. Некоторые художники по свету работают с ноутбуком — в этом случае все корректировки можно вносить сразу в память компьютера.

5.4 Начало работы со светом.jpg


Шаг 5. На протяжении репетиций вам придётся фиксировать все произведённые вами изменения. Чтобы успевать это делать, лучше заранее продумать все возможные сокращения, например:

Q5 c14↑10 — означает, что в сцене 5 нужно увеличить канал 14 на 10%
Q12 = 10s↑ — означает, что в сцене 12 нужно увеличить тайминг на 10 секунд
C6→ — означает, что канал 6 следует передвинуть вправо

Навыки быстрой записи помогут вам сэкономить время и ничего не забыть. После окончания репетиции вы сможете спокойно обработать свои записи, сделав их понятными для себя и других.

Шаг 6. Репетиция может прерываться из-за целого ряда проблем, и художник по свету — один из тех членов команды, которые могут инициировать это прерывание. Однако если останавливаться из-за каждой мелочи, есть риск никогда не закончить. Постарайтесь успевать производить необходимые действия и записи максимально быстро, останавливайте ход репетиции только в случае крайней необходимости.

Шаг 7. Как и любой творческий процесс, процесс постановки света может длиться бесконечно — всегда найдётся парочка свежих идей, которые хотелось бы попробовать. И всё же наступает момент, когда нужно остановиться и перестать выискивать недостатки в световой партитуре. Вы подготовили всё оборудование, подобрали все цвета, выверили все переходы. Наслаждайтесь результатами вашей работы и готовьтесь к новым интересным проектам.

Это был 6-ой урок Нейла Фрейзера. Посмотреть все выпуски Уроков сценического освещения можно по ссылкам:

Урок 1. Задачи сценического освещения и подходы к их решению
Урок 2. Выбор угла освещения
Урок 3. Театральный свет. Радуга на сцене
Урок 4. Как создать настроение с помощью света
Урок 5. Создание световых картин
Урок 6. Соберём всё вместе

Новости

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить