Уроки сценического освещения от Нейла Фрейзера
Изменения в осветительных технологиях не только порождают новые виды осветительного оборудования, но и открывают новые возможности для профессионального роста тех, кто это оборудование использует. Не удивительно, что лучшие световые приборы (и самые удачные световые решения) получаются в творческом союзе производителей и художников по свету.
Компания Philips Selecon выпустила серию обучающих статей для начинающих художников по свету. Автор этого руководства — Нейл Фрезер (Neil Fraser) — куратор Технического факультета Королевской академии Драматического искусства в Лондоне. Мы представляем вам краткий конспект первой статьи цикла —The Light Fantastic («Этот фантастический свет»).
Итак, сценическое освещение:
Работа художника по свету заключается как раз в том, чтобы знать, как достичь всего этого наиболее эффективным способом (конечно, в соавторстве с другими людьми – режиссёром, художником-постановщиком и т.д.). Это знание включает в себя несколько аспектов, которые мы обсудим в рамках этого курса, а именно:
Для начала отметим, что первые три пункта (угол, форма и цвет) характеризуют сам свет, тогда как последние два (движение и композиция) описывают то, как мы используем этот свет для создания световых картин.
Все пять составляющих жизненно необходимы: с их помощью мы рассказываем историю, создаём настроение или просто передаём зрителям определённую информацию. То, как мы это делаем, зависит от того, что мы успели узнать о природе света, о том, как он работает – этот опыт мы получаем, накапливаем и систематизируем всю свою жизнь, с самого рождения.
Опираясь на эти знания, художники по свету решают, под каким углом будет освещаться каждая сцена, какими должны быть цвет и форма лучей, как всё это выстроится, и как будет меняться в соответствии с замыслом пьесы. Зрители тоже не остаются в стороне. Они становятся экспертами по интерпретации световых картин, хотя зачастую не осознают этого. С этой точки зрения мы можем говорить об эффективном освещении — то есть, о таком освещении, которое позволяет зрителям уловить смысл и ощутить настроение световой сцены.
Для большей части световых решений не существует понятий «правильно» или «неправильно», и это очень важно, поскольку позволяет художнику по свету реализовывать его собственное понимание, собственный стиль. Однако Нейл Фрейзер настоятельно советует начинающим художникам по свету уточнять и развивать свои идеи в сторону эффективного освещения. Для этого существует несколько способов:
1. Практика — используйте каждую возможность протестировать ваши идеи, пробовать что-то новое, исследовать и творить.
2. Наблюдение — везде — в помещениях и на улице, в кино и в реальном мире — обращайте внимание на свет и определяйте, каким образом он был получен, и как вы сможете воссоздать его на сцене.
3. Обучение — учитесь у живописцев использовать свет и выстраивать композицию своих картин. Хорошими примерами могут стать творения Рембрандта, Караваджо или Дэвида Хокни.
Самое главное — это начать размышлять о том, как «работает» свет и как мы можем это использовать. Это — первое практическое задание для тех, кто хочет стать настоящим профессионалом в области сценического освещения.
Это был 1-ый урок Нейла Фрейзера. Посмотреть все выпуски Уроков сценического освещения можно по ссылкам:
Урок 1. Задачи сценического освещения и подходы к их решению
Урок 2. Выбор угла освещения
Урок 3. Театральный свет. Радуга на сцене
Урок 4. Как создать настроение с помощью света
Урок 5. Создание световых картин
Урок 6. Соберём всё вместе
Компания Philips Selecon выпустила серию обучающих статей для начинающих художников по свету. Автор этого руководства — Нейл Фрезер (Neil Fraser) — куратор Технического факультета Королевской академии Драматического искусства в Лондоне. Мы представляем вам краткий конспект первой статьи цикла —The Light Fantastic («Этот фантастический свет»).
Нейл Фрезер:
«Работая над этой статьёй, я предпринял попытку перечислить, чего мы стремимся достичь с помощью сценического освещения. Конечно, не всё из сказанного будет верным в каждом конкретном случае, получившийся список — это моя попытка как можно полнее ответить на этот вопрос».
«Работая над этой статьёй, я предпринял попытку перечислить, чего мы стремимся достичь с помощью сценического освещения. Конечно, не всё из сказанного будет верным в каждом конкретном случае, получившийся список — это моя попытка как можно полнее ответить на этот вопрос».
Итак, сценическое освещение:
- даёт нам возможность видеть происходящее на сцене,
- характеризует место и время действия пьесы,
- сообщает нам о настроении сцены,
- высвечивает те места, которые особенно важно видеть,
- придаёт сцене необходимую привлекательность,
- подчёркивает жанр и стиль пьесы,
- покоряет нас специальными эффектами.
Работа художника по свету заключается как раз в том, чтобы знать, как достичь всего этого наиболее эффективным способом (конечно, в соавторстве с другими людьми – режиссёром, художником-постановщиком и т.д.). Это знание включает в себя несколько аспектов, которые мы обсудим в рамках этого курса, а именно:
- угол,
- форму,
- цвет,
- движение и
- композицию.
Для начала отметим, что первые три пункта (угол, форма и цвет) характеризуют сам свет, тогда как последние два (движение и композиция) описывают то, как мы используем этот свет для создания световых картин.
Все пять составляющих жизненно необходимы: с их помощью мы рассказываем историю, создаём настроение или просто передаём зрителям определённую информацию. То, как мы это делаем, зависит от того, что мы успели узнать о природе света, о том, как он работает – этот опыт мы получаем, накапливаем и систематизируем всю свою жизнь, с самого рождения.
Опираясь на эти знания, художники по свету решают, под каким углом будет освещаться каждая сцена, какими должны быть цвет и форма лучей, как всё это выстроится, и как будет меняться в соответствии с замыслом пьесы. Зрители тоже не остаются в стороне. Они становятся экспертами по интерпретации световых картин, хотя зачастую не осознают этого. С этой точки зрения мы можем говорить об эффективном освещении — то есть, о таком освещении, которое позволяет зрителям уловить смысл и ощутить настроение световой сцены.
Для большей части световых решений не существует понятий «правильно» или «неправильно», и это очень важно, поскольку позволяет художнику по свету реализовывать его собственное понимание, собственный стиль. Однако Нейл Фрейзер настоятельно советует начинающим художникам по свету уточнять и развивать свои идеи в сторону эффективного освещения. Для этого существует несколько способов:
1. Практика — используйте каждую возможность протестировать ваши идеи, пробовать что-то новое, исследовать и творить.
2. Наблюдение — везде — в помещениях и на улице, в кино и в реальном мире — обращайте внимание на свет и определяйте, каким образом он был получен, и как вы сможете воссоздать его на сцене.
3. Обучение — учитесь у живописцев использовать свет и выстраивать композицию своих картин. Хорошими примерами могут стать творения Рембрандта, Караваджо или Дэвида Хокни.
Самое главное — это начать размышлять о том, как «работает» свет и как мы можем это использовать. Это — первое практическое задание для тех, кто хочет стать настоящим профессионалом в области сценического освещения.
Это был 1-ый урок Нейла Фрейзера. Посмотреть все выпуски Уроков сценического освещения можно по ссылкам:
Урок 1. Задачи сценического освещения и подходы к их решению
Урок 2. Выбор угла освещения
Урок 3. Театральный свет. Радуга на сцене
Урок 4. Как создать настроение с помощью света
Урок 5. Создание световых картин
Урок 6. Соберём всё вместе