8 (83130) 6-98-99

Приборы High End Systems в чёрно-белой «Трагедии Макбета»

02.02.2022
Со-продюсеры фильма Джоэл Коэн и Фрэнсис МакДорманд.jpg

Художнику по свету Майклу Бауману и его программисту Дэвиду Кейну выпал счастливый случай поучаствовать в съёмках фильма «Трагедия Макбета» (режиссёр Джоэл Коэн). В этой статье они рассказывают о том, чем отличалась эта работа от всего, что им приходилось делать раньше, и о тех инструментах, которые им в этом помогли.

Голливудский сценарист и кинорежиссёр Джоэл Коэн («Железная хватка», «Старикам тут не место», «Большой Лебовски», «Фарго» и «Перекрёсток Миллера») 10 лет вынашивал идею о постановке знаменитой шекспировской трагедии. Режиссёрская версия пьесы довольна необычна. Вдохновляясь психоделическими работами японского режиссёра Кобаяси и эстетикой немецких экспрессионистов, Коэн решил, что его фильм будет чёрно-белым, а все без исключения съёмки пройдут в павильоне, в театральных декорациях.

Съёмочный процесс.jpg

Кинооператором проекта стал многократный номинант на Оскар Брюно Дельбоннель, а на роль гаффера Коэн пригласил Майкла Баумана (в его «послужной список» входят такие бестселлеры кинопроката, как «Железный человек», «Голодные игры» и «Призрачная нить»). «Когда меня пригласили поучаствовать в съёмках фильма, я закричал: «Конечно, чёрт возьми, я согласен!», — рассказывает Майкл Бауман. — Программист Дэвид Кейн отреагировал точно так же, хотя до этого работал в основном для эстрадных представлений и телевизионных эфиров. Я думаю, мы оба сразу поняли, что такая возможность выпадает раз в жизни».

Майкл и Дэвид разволновались ещё больше, когда познакомились с концепцией режиссёра и кинооператора. «Всё должно было выглядеть очень по-театральному: чёткие светотени, резкие края — что-то в духе Носферату и графических романов Фрэнка Миллера. И при этом самые простые декорации — две голых стены, да и только. Всё остальное нужно было сделать с помощью света.

Режиссёр фильма Джоэл Коэн и кинооператор Бруно Дельбонелль обсуждают детали сцены.jpg

После нескольких тестовых съёмок стало понятно, что выполнить задачу с помощью традиционных френелей нет никаких шансов. Стоимость освещения в этом случае была бы астрономической, а монтаж и настройка приборов потребовали бы огромных затрат времени и человеческого труда. Промучившись некоторое время, мы с Дэвидом решили попробовать полноповоротные приборы. И тут же почувствовали разницу — как между небом и землёй».

Монтаж полноповоротных приборов.jpg

«Мы тестировали полноповоротные приборов серии Sola от High End Systems, — продолжает Майкл. — Прошли множество сцен, проверили все параметры без исключения — качество света, диммирование, фокусировку, обрезку... Мы вращали приборы во всех направлениях и с разной скоростью, рисовали светом... и результат нас полностью убедил. Стало абсолютно ясно, что мы сможем соответствовать режиссёрской концепции, только если будем использовать полноповоротные прожекторы. С традиционными приборами это было бы невозможно».

Полноповоротные приборы High End Systems на софитах съёмочной студии.jpg

«Работа с горячими статическими прожекторами, которые вручную фокусируют операторы, занимает бездну времени, — соглашается Дэвид Кейн. — На настройку одного прибора уходит 10-15 минут, а с фокусировкой можно застрять навечно. Используя «головы», мы легко могли попробовать 4-5 разных вариантов освещения, и на всё это уходило не больше времени, чем на одну ручную перемену».


Полноповоротные приборы High End Systems SolaFrame Theatre и SolaFrame 3000.jpg

В съёмках «Трагедии Макбета» участвовало несколько сотен «голов» от High End Systems. Среди них были прожекторы SolaFrame Studio и SolaFrame Theatre с их низким уровнем шума. «Шум от них не больше 20 дБ на расстоянии 1 м, — рассказывает Майкл. — В какой-то момент мы притащили на съёмочную площадку прибор от другого производителя с HMI лампой, думали — он будет ярче светить. Как только мы его включили, звукооператоры тут же всполошились — шум от него был как от газонокосилки. В этом проекте требования к уровню шума были очень строгими».


Полноповоротные приборы High End Systems SolaHyBeam 3000 и SolaFrame Studio.jpg

Ещё одним достоинством полноповоротных приборов от High End Systems стала их универсальность. SolaFrame 3000 и SolaHyBeam 3000 можно было использовать в качестве заполняющего или направленного света, а также для создания эффектов. «Мы оснастили прожекторы анимированными гобо, которые создавали едва заметные проекции на лицах актёров (как будто это бегущие облака отбрасывают тени) и «подыгрывали» взмахам простыней в спальне леди Макбет. Со статическими гобо такого эффекта не добьёшься. Всё это придавало свету текстуру, добавляло движения и очень радовало нашего кинооператора. Прожекторы High End Systems дали нам всё необходимое, чтобы обеспечить Брюно возможность творить без всяких ограничений».


Дензел Вашингтон в роли Макбета.jpg

Несмотря на то, что фильм был чёрно-белым, при его съёмке использовалась встроенная в приборы система цветосмешения CMY. «Цвет не просто окрашивает тени, но также придаёт им глубину, а предметам перспективу. Наши глаза ищут цветовые оттенки, чтобы отделить друг от друга разные объекты, сделать их объёмными. Это только кажется, что цвет не нужен, если в конце концов всё будет выглядеть чёрно-белым».


Кадр из фильма «Трагедия Макбета».jpg

Чёрно-белые фильмы по шекспировским пьесам никогда не станут такими же популярными как блокбастеры с супергероями — даже если в них участвуют такие звёзды как Френсис МакДорманд и Дензель Вашингтон, а режиссёром является Джоэл Коэн. Рассчитывать на его окупаемость не приходилось, поэтому снимать нужно было быстро и без лишних затрат. Прожекторы High End System помогли съёмочной группе работать с максимальной отдачей, позволяя корректировать настройки без необходимости приостанавливать процесс. В результате фильм был признан и критиками, и зрителями и получил несколько престижных наград.


Режиссёр Джоэл Коэн и Фрэнсис Макдорманд (леди Макбет).jpg

«Возможность заниматься чистым искусством выпадает не часто. Каждый, кто приложил руку к «Трагедии Макбета», осознавал, насколько это редкий проект, — говорит Дэвид Кейн. — Мы все относились к нему очень трепетно. Я каждый день возвращался домой, чувствуя, что вложился во что-то существенное, во что-то, что станет частью истории кино».

Материал и фотографии к статье были взяты с сайта ETC и Кинопоиск.


Возврат к списку

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить