8 (83130) 6-98-99

Уроки сценического освещения. Часть 1. Введение

09.04.2014
















Нейл Фрейзер, художник по свету.JPG
Нейл Фрейзер:

«Работая над этой статьёй, я предпринял попытку перечислить, чего мы стремимся достичь с помощью сценического освещения. Конечно, не всё из сказанного будет верным в каждом конкретном случае, получившийся список – это моя попытка как можно полнее ответить на этот вопрос».

Итак, сценическое освещение:

  • даёт нам возможность видеть происходящее на сцене,
  • характеризует место и время действия пьесы,
  • сообщает нам о настроении сцены,
  • высвечивает те места, которые особенно важно видеть,
  • придаёт сцене необходимую привлекательность,
  • подчёркивает жанр и стиль пьесы,
  • покоряет нас специальными эффектами.

Работа художника по свету заключается как раз в том, чтобы знать, как достичь всего этого наиболее эффективным способом (конечно, в соавторстве с другими людьми : режиссёром, художником-постановщиком и т. д.) Это знание включает в себя несколько аспектов, которые мы обсудим в рамках этого курса, а именно:

1. угол
2. форму
3. цвет
4. движение
5. композицию

Для начала отметим, что первые три пункта (угол, форма и цвет) характеризуют сам свет, тогда как последние два (движение и композиция) описывают то, как мы используем этот свет для создания световых картин.


Сцена из оперы Прокофьева «Война и мир», Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.JPG


Все пять составляющих жизненно необходимы: с их помощью мы рассказываем историю, создаём настроение или просто передаём зрителям определённую информацию. То, как мы это делаем, зависит от того, что мы успели узнать о природе света, о том, как он работает – этот опыт мы получаем, накапливаем и систематизируем всю свою жизнь, с самого рождения.


Сцена из оперы Верди «Травиата».JPG


Опираясь на эти знания, художники по свету решают, под каким углом будет освещаться каждая сцена, какими должны быть цвет и форма лучей, как всё это выстроится, и как будет меняться в соответствии с замыслом пьесы. Зрители тоже не остаются в стороне. Они становятся экспертами по интерпретации световых картин, хотя зачастую не осознают этого. С этой точки зрения мы можем говорить об эффективном освещении-то есть, о таком освещении, которое позволяет зрителям уловить смысл и ощутить настроение световой сцены.


Сцена из спектакля Татьяна Багановой «Сепия», Екатеринбургская труппа «Провинциальные танцы».JPG

Для большей части световых решений не существует понятий «правильно» или «неправильно», и это очень важно, поскольку позволяет художнику по свету реализовывать его собственное понимание, собственный стиль. Однако Нейл Фрейзер настоятельно советует начинающим художникам по свету уточнять и развивать свои идеи в сторону эффективного освещения. Для этого существует несколько способов.

1. Практика

Используйте каждую возможность протестировать ваши идеи, пробовать что-то новое, исследовать и творить.


Фото, работа за пультом управления светом.JPG


2. Наблюдение. 

Везде – в помещениях и на улице, в кино и в реальном мире – обращайте внимание на свет и определяйте, каким образом он был получен и как вы сможете воссоздать его на сцене.


Фото, естественное освещение.JPG


3. Обучение

Учитесь у живописцев использовать свет и выстраивать композицию своих картин. Хорошими примерами могут стать творения Рембрандта, Караваджо или Дэвида Хокни.


Картины живописцев Караваджо и Дэвида Хокни.JPG


Самое главное – начать размышлять о том, как «работает» свет и как мы можем это использовать. Это – первое практическое задание для тех, кто хочет стать настоящим профессионалом в области сценического освещения.

В следующем выпуске серии – «Getting an angle on lighting» – Нейл Фрейзер рассказывает о том, как выбрать правильный угол для освещения. Желаем вам творческих успехов!



Возврат к списку

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить