8 (83130) 6-98-99

Уроки сценического освещения. Часть 2. Найти нужный угол

23.04.2014

Перед вами — второй урок из серии для начинающих художников по свету. В первой статье куратор Технического факультета Королевской академии Театрального искусства Нейл Фрейзер рассмотрел пять основных аспектов сценического освещения.

Во втором уроке Нейл Фрейзер отвечает на вопрос, откуда должен падать свет на сцену,  рассказывает о различных углах освещения и предлагает целый ряд полезных упражнений для построения световых картин.

Выбирая угол, под которым падает свет, важно найти компромисс между тем, насколько ясно публика видит освещаемый объект, и драматическим восприятием этого объекта. Прекрасно, когда воплощаются обе идеи, но часто одна из них вытесняет другую. Например, так происходит, когда кто-то пытается сделать объект более заметным для зрителей и убирает тени, придающие ему нужный характер.

Обычно, глядя на угол, под которым падает свет, мы можем предположить, где расположен его источник. Сложнее определить, какой именно источник излучает свет: солнце, настольная лампа или уличный фонарь. Так, интерпретируя свет на сцене, публика может и не провести аналогии между углом падения света и знакомым ей реальным источником света.

Основные углы освещения

Свет на сцене

Ниже перечислены пять основных углов, характеризующие расположение источника света по отношению к освещаемому объекту:
  1. Горизонтальный (плоский) свет – свет, падающий прямо на объект по линии взгляда зрителя
  2. Задний свет – свет, исходящий сзади и сверху
  3. Боковой свет – свет со стороны на уровне объекта
  4. Верхний свет – источник расположен прямо над объектом
  5. Рамповый свет – источник расположен перед объектом снизу

Совместив некоторые из этих направлений, можно получить также:
  • Верхний передний свет – свет сверху и спереди объекта
  • Диагональный свет – свет сверху в сторону от объекта

Выбор угла освещения зависит от того, что мы хотим сообщить зрителю. Поэтому давайте представим эмоциональное значение этих углов.

Плоский свет на сцене часто бывает скучным, так как он почти не производит теней. Лишь в определённом контексте (когда требуется сильное воздействие) он может быть загадочным и интересным. 
 
Задний свет можно назвать зловещим или таинственным. Он редко используется отдельно, в чистом виде. 
 
Боковой свет оказывает сильное воздействие, как нечто абстрактное (редко встречающееся в естественных условиях). 
 
Верхний свет может восприниматься как гнетущий, кажется, что он придавливает освещаемый объект. 
 
Рамповый свет на сцене кажется самым странным, сверхъестественным и необычным из всех. Не удивительно, что он используется реже других. 
 
Верхний передний свет хорошо моделирует известные нам источники света – именно под таким углом падает солнечный свет, свет от уличных фонарей или от комнатной люстры. Кроме того, он наиболее гармонично сочетает в себе хорошую видимость и определённый драматизм.

Диагональный свет не такой привычный, как верхний передний, но более естественный, чем боковой свет, т.к. падает сверху.
Воздействие, которое свет оказывает на зрителя, зависит не столько от самого света, сколько от теней, которые он образует. Именно светотень способна показать очертания и форму объекта, вызвать к нему интерес. 
 


Комбинируем углы освещения

Использование нескольких источников света на сцене делает световую картину интереснее. Ниже приводятся несколько замечаний по этому поводу:
  1. Эффект от источников света, расположенных под основными углами по отношению к объекту, может сильно отличаться от того, что получается в результате их комбинации. Сочетая разные углы освещения, мы должны помнить о том, какой вклад вносит каждый источник света в общую картину. Например, один угол используется для придания картине ясности, а другой – для создания драматического света.
  2. Каждый художник по свету знает, что присутствие в схеме освещения сильного доминирующего источника света делает световую картинку более привлекательной. Можно предположить, что сильный ключевой свет воспринимается нами как приятный на подсознательном уровне (как это происходит в ясный солнечный день). Это можно использовать: сделать один источник света более сильным, чем другой, нетрудно, а выглядит это хорошо.
  3. Следует помнить, что использование слишком большого числа углов освещения делает общую картину размытой или пересвеченной. Видно хорошо, но смотреть не интересно. Здесь (как и во многих других ситуациях) работает поговорка «лучше меньше, да лучше».
  4. Свет на сцене способен «передвигать» объект, например, приближать или удалять его. Это хорошо заметно, когда вы используете задний свет, который в сочетании с другими углами освещения приобретает реальную силу: создавая ореол вокруг объекта, он будто подталкивает его по направлению к зрителю, подчёркивает его форму, демонстрирует его трёхмерность.
Обычно способы, которыми художник реализует освещение на сцене, отталкиваются от того, как это происходит в реальном мире. Если сценический объект выглядит привычным образом, зритель легко додумывает известный ему источник света. Тогда можно говорить о естественном (реалистичном) свете на сцене.

Работая с углами освещения, нужно иметь в виду некоторые общие положения, касающиеся работы со светом:
  • именно свет выявляет форму объектов,
  • одинаковые световые картины быстро приедаются,
  • недостаточное количество источников света ухудшает видимость,
  • наличие тени усиливает воздействие света.

Как правило, художники по свету совершенствуют своё мастерство всякий раз, когда просто делают свою работу. Однако иногда бывает полезно поэкспериментировать со светом без привязки к какому-либо проекту. Такие упражнения можно делать одному или в компании с коллегами.

Нейл Фрейзер рекомендует начинающим художникам по свету  вести дневник или журнал с идеями, ссылками, схемами и набросками, фотографиями, открытками и т.п. Такой журнал может стать своеобразной копилкой идей и источником вдохновения. Будет полезно включить в него ваши заметки, касающиеся предлагаемых упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ

Для большинства приведённых здесь практических упражнений потребуется несколько источников света. Конечно, лучше всего подойдут театральные светильники, но в некоторых случаях можно обойтись помощью торшеров. Некоторые упражнения можно смоделировать в миниатюре, используя небольшие лампочки и поверхность стола. Упражнения, не связанные с практикой, помогут вам заполнить идеями ваш блокнот или журнал.

Упражнение 1. Ищем нужный угол

1. Найдите интересный неодушевлённый объект для освещения, например, сложите пирамиду из стульев или набросьте ткань на ножки перевёрнутого стола.
2. Выберите точку обзора.
3. Возьмите три источника света и расположите их под разными углами к объекту.
4. Посмотрите, как выглядит освещение от каждого источника в отдельности и опишите его
5. Посмотрите, как выглядит освещение при попарном комбинировании источников света, опишите свои впечатления.
6. Посмотрите на эффект от включения всех трёх источников сразу, опишите свои впечатления в журнале. Если у вас есть возможность менять яркость приборов, воспользуйтесь ей для создания комбинаций ключевого и заполняющего света.

Это упражнение можно повторять снова и снова, выбирая в каждом случае разные углы освещения. Запись своих впечатлений очень полезна для последующего обсуждения ваших идей в разговорах с другими людьми.
Чтобы сделать эффект от каждого источника света более заметным, используйте для каждого из них различные цветные фильтры насыщенных оттенков, например, красный, голубой и зелёный.

Упражнение 2. Рисование светом

1. Просмотрите список основных углов освещения:
• Горизонтальный свет,
• Задний свет,
• Боковой свет,
• Верхний свет,
• Рамповый свет.
2. Возьмите стопку старых журналов и пролистайте её в поисках иллюстраций, где свет падает одним из вышеперечисленных способов.
3. Когда таких примеров наберётся достаточное количество, разложите их в порядке возрастания: от самого лучшего до самого худшего применения данного угла освещения.

Некоторые углы освещения будут попадаться чаще, чем остальные, к тому же в чистом виде они встречаются редко. Поэтому можно повторить это упражнение, когда у вас снова накопятся старые журналы. Подшивайте лучшие фотографии в папку, чтобы иметь возможность обратиться к ним в будущем. Это упражнение можно выполнять, просматривая телевизионные или видео изображения.

Упражнение 3. Учимся видеть свет

 1. Возьмите список основных углов освещения:
     • Горизонтальный свет,
     • Задний свет,
     • Боковой свет,
     • Верхний свет,
     • Рамповый свет.
 2. Посетите несколько разных мест, например, вашу спальню, класс, библиотечный зал, парк и т.д.
 3. Сделайте соответствующие пометки в вашем блокноте (место, время суток и т.д.) и зафиксируйте углы, под которым падает свет в каждом из этих мест.
 4. Если вы умеете рисовать, сделайте наброски.

 Придумайте обозначение для каждого угла (это может пригодиться для     дальнейших записей).


Упражнение 4. Три против одного

Это упражнение похоже на Упражнение 1, но вместо неодушевлённого предмета следует освещать живую модель. И снова важную часть этого упражнения составляет словесное описание того, что вы увидите. Ещё полезнее это упражнение станет, если вы будете поводить и обсуждать его с партнёром.

1. Поместите модель в центр освещаемого пространства.
2. Выберите точку наблюдения – место, откуда вы будете смотреть на модель.
3. Выберите три источника света и поместите их под разными углами по отношению к модели.
4. Посмотрите, как освещает модель каждый из них по отдельности. Опишите ваши впечатления: что вам это напоминает, какую атмосферу они создают, какие эмоции вызывают.
5. Сделайте то же самое для попарных комбинаций источников света.
6. Включите все три источника сразу и запишите ваши впечатления.
7. Если вы можете регулировать яркость источников света, создайте ключевой и заполняющий свет. Или перейдите к Упражнению 6 (оно расширяет эту тему).

Это упражнение можно повторять снова и снова, выбирая каждый раз три различных угла освещения. Будет полезно ввести дополнительное правило: все источники света должны отстоять друг от друга не менее чем на 2-3 метра.

Упражнение 5. Рабочая пятёрка

Создайте схему освещения модели, помещённой в центр выбранного пространства, с помощью пяти источников света. Каждый из них должен светить под одним из базовых углов:
• Горизонтальный свет,
• Задний свет,
• Боковой свет,
• Верхний свет,
• Рамповый свет.

Конечно, при этом вы должны очень чётко определить собственную точку наблюдения. Когда вы составите свою схему:

1. Посмотрите, как все пять источников света работают сами по себе. Опишите свои впечатления: что вам это напоминает, какую атмосферу они создают, какие эмоции вызывают.
2. Скомбинируйте источников света попарно и запишите свои впечатления.
3. То же самое проделайте для различных сочетаний из трёх источников света.
4. Если вы можете регулировать яркость источников света, создайте несколько вариантов ключевого и заполняющего света.
5. Ответьте самому себе на следующие вопросы:
• Нравится ли вам, как освещается модель под тем или иным углом. Выберите наиболее понравившийся вам одиночный источник света: почему он вам нравится?
• Какие из созданных вами комбинаций источников света вам нравятся, а какие нет? Почему? Можете ли вы, используя вашу схему, сделать так, чтобы модель выглядела определённы образом (как герой, как слабый человек, как заключённый и т.д.)?
• Можете ли вы с помощью вашей схемы создать определённую атмосферу? Попробуйте следующие варианты: мистерия, ужас, беспокойство, веселье, драма, сердечность, безысходность, возбуждение, скуку, подавленность.

Выполняя это упражнение, важно понимать, что здесь нет понятий «правильно» и «неправильно», все оценки очень субъективны.

Упражнение 6. Реалистичный свет

Это упражнение направлено на то, чтобы научиться делать свет более реалистичным. Для него подойдут схемы освещения из Упражнений 4 или 5.

1. Поместите модель в центр вашего помещения
2. Выберите три источника света и расположите их так, чтобы вы модель освещалась, как в яркий солнечный день (при этом нельзя использовать цветные фильтры). Проверьте результат, попросив кого-нибудь прокомментировать получившуюся картинку. Спросите: «Какое естественное освещение тебе это напоминает?» Если он ответит: «полдень» или солнечный день», попросите его сказать, откуда идёт солнечный свет (т.е. какой именно из источников света имитирует солнечный свет).
3. Повторите эксперимент, воссоздав картину лунного света.

В этом упражнении вам предстоит создать сильный яркий источник ключевого света. Основная трудность – обеспечить баланс между ключевым светом и другими источниками. Добиться этого в два раза труднее без использования цветного света, но зато и намного полезнее.

Упражнение 7. Импровизация

Создать эффективный и «естественный» ключевой свет проще, если вы можете использовать цвет, чтобы воздействовать на зрителя. Но главный смысл этого упражнения заключается в согласовании уровней света, направленного под разными углами.

Снова поместите вашу модель в середину комнаты и создайте схему освещения по следующим идеям:
• солнечный свет в лесу,
• морозный зимний день,
• официальный интерьер в полдень,
• угол городской улицы ночью,
• рубка в подводной лодке,
• ландшафт незнакомой планеты,
• больничная палата,
• тропический остров,
• Северный полюс.

Этот список можно продолжать бесконечно. Вы можете добавить в него свои идеи или попросить кого-нибудь подумать над ними. Работая в группе, вы сможете найти больше вариантов, которые подойдут вам с учётом ваших возможностей. Обсуждение ваших идей с партнёрами очень пригодится вам в будущем, когда вам придётся воплощать на сцене замысел режиссёра или художника-постановщика.

Упражнение 8. Драматическая атмосфера

Создание по-настоящему драматической атмосферы – важная функция сценического освещения. В этом упражнении можно использовать цвет, но только в том случае, если без него никак не обойтись. Снова нужно поместить модель в центр комнаты и осветить её так, чтобы создать атмосферу:
• гнева,
• освобождения,
• любви,
• зависти,
• жестокости,
• умиротворения.

И снова список можно продолжать бесконечно. Например, сюда можно включить все семь смертных грехов. Вы можете повеселиться вместе с коллегами, обсуждая варианты. Количество идей, которые вы сможете воплотить, будет зависеть от доступных ресурсов (времени и оборудования). Но будет не лишним хотя бы записать их.

Упражнение 9. Освещение участка сцены

Многие из предыдущих упражнений были посвящены освещению модели. В этом упражнении мы пойдём дальше и будем освещать не только модель, но и участок сцены вокруг неё.

1. Выберите участок сцены, на который вы поместите свою модель. Он не должен быть слишком большим (хватит 2 квадратных метров).
2. Теперь выберите какую-нибудь минимальную схему освещения из предыдущих упражнений (например, для «солнечного дня», «Северного полюса», «гнева» и т.д.) и осветите участок сцены таким образом, чтобы ваша модель могла двигаться и при этом оставаться в заданной атмосфере.
3. Обратите особое внимание на освещение модели на границах вашего участка. Очевидно, в некоторых случаях вам придётся перенаправить ваши приборы или добавить дополнительные источники света.

Это упражнение – первый шаг к освещению всей сцены. Оно поможет вам обрести уверенность, что вы освещаете всё необходимое пространство. Вы должны также почувствовать разницу между освещением статической и движущейся модели. Будьте особенно внимательны к тому, чтобы на вашем участке не было нежелательных теней и засветов.

Другие уроки от Нейла Фрейзера:

Уроки сценического освещения. Часть 1. Введение
Уроки сценического освещения. Часть 3. Радуга на сцене
Уроки сценического освещения. Часть 4. Создаём настроение на сцене
Уроки сценического освещения. Часть 5. Создание световых картин
Уроки сценического освещения. Часть 6. Собираем всё вместе





Возврат к списку

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить