8 (83130) 6-98-99

Уроки сценического освещения. Часть 3. Радуга на сцене

16.06.2014

Третий урок для начинающих художников по свету посвящён цветному сценическому освещению. Куратор Технического факультета Королевской академии Театрального искусства Нейл Фрейзер рассказывает об эмоциональном воздействии цвета и предлагает выполнить 9 упражнений на развитие навыков работы с окрашенным светом.

Театральный свет является полноправным участником любого спектакля, будь то реалистичная постановка или фантастическая история. Часто именно свет задаёт контекст действия или погружает зрителя в нужную психологическую атмосферу. Причём сила воздействия света во многом зависит от того, как он окрашен.

Важно понимать, что любой свет является окрашенным, − не существует света, не имеющего цветового оттенка. Правда, иногда этот оттенок не бросается в глаза (например, мы редко воспринимаем обычный солнечный свет, как окрашенный). Тем не менее, если мы будем внимательны, то заметим, что слегка желтоватый полуденный свет явно добавляет нам оптимизма, а голубовато-серое сумеречное освещение погружает нас в состояние тревожного предчувствия.


Что касается театрального света, можно выделить тёплые и холодные его оттенки.

ТЁПЛЫЙ СВЕТ считается более подходящим для комедий и романтических историй. Обычно используют различные соломенные, светло-розовые, янтарные и золотистые оттенки.

ХОЛОДНЫЙ СВЕТ подходит для «грустных историй»: трагедий, кошмаров и детективов. Распространёнными холодными цветами являются голубой со стальным оттенком, светло зелёный и просто голубой.




Театральный свет может различаться и по насыщенности цветового оттенка. Светлые и нежные тона используются гораздо чаще. С их помощью можно выделить нужный участок сцены, подчеркнуть тон кожи, выгодно осветить костюм или обозначить время суток или место действия.



Более насыщенные, тёмные цвета могут быть очень драматичными и обычно несут более конкретные сообщения. Так, зелёный может быть истолкован как цвет зависти или болезни, голубой создаёт атмосферу безмятежности и мира, а красный обозначает страсть, кровь, войну, ярость или любовь.



Когда мы видим определённый цвет, мы исходим из того впечатления, которое производят на нас лучи, отражающиеся от того или иного объекта. Наши глаза распознают волны разной длины и интерпретируют их как цветовые ощущения.

Названия, которые мы даём разным цветам, субъективны, ведь цвета спектра плавно переходят один в другой без каких-либо чётких границ между ними. В самом деле, те семь цветов, которыми мы описываем радугу, − слишком приблизительный способ описать все те бесчисленные оттенки, которые содержит спектр.

Тем не менее, в теории цветовосприятия выделяют несколько основных цветов – их выбор зависит от используемой модели цветосмешения.

Если на три прожектора поставить светофильтры КРАСНОГО, ЗЕЛЁНОГО и СИНЕГО цвета, то пересечение всех трёх лучей даст нам белый свет. В этом случае три основных цвета дополняют друг друга, поэтому процесс называется аддитивным цветосмешением (от английского слова «add» − добавлять). При аддитивном цветосмешении на пересечении лучей получается больше света и более яркий цвет.

Если же на один прожектор поставить три фильтра (ЖЁЛТОГО, ПУРПУРНОГО и ГОЛУБОГО цвета), каждый фильтр будет задерживать свет с определённой длиной волны, такой процесс называется субтрактивным цветосмешением (от английского слова «subtract» − вычитать). Понятно, что в этом случае мы получим меньшее количество света и более тёмный цвет.



Итак, самое важное, что следует запомнить при работе с цветным театральным светом:
  • Любой свет окрашен
  • Цвет – это мощный инструмент для передачи эмоционального состояния
  • Цвет помогает определить место и время действия
  • Насыщенные цвета оказывают сильное воздействие
  • Более светлые цвета также задают настроение, но не так явно
  • Цвет может по-разному истолковываться в разном контексте (например, красный может обозначать гнев или страсть)

Нейл Фрейзер рекомендует выполнить несколько упражнений по работе с цветом.

Упражнение 10. Собираем коллекцию

1. Запаситесь старыми журналами с множеством цветных фотографий и иллюстраций.

2. На большом листе бумаги нарисуйте радугу (в виде дуги или просто плоского спектра): красный — оранжевый — жёлтый — зелёный — голубой — индиго — фиолетовый.

3. Вырежьте из журналов маленькие картинки, раскрашенные в цвета радуги, и наклейте их на ваш лист.

4. Когда вы закончите, пролистайте свотчбук с образцами цветных фильтров и проставьте рядом с картинками номера цветов, которые встречаются на вашей диаграмме.

Проделайте то же упражнение со своим самым любимым цветом. Посмотрите, как много оттенков цвета помещается между самым светлым и самым тёмным вариантом (например, между светло-голубым и тёмно-голубым).

Это упражнение тренирует цветовое восприятие. Человеческий глаз способен различать несколько миллионов оттенков цвета, и художники по свету должны непрерывно совершенствоваться в этом искусстве.

Упражнение 11. Рисуем светом

1. Используя три прожектора с красным, зелёным и синим фильтрами, направьте три луча, окрашенные в основные цвета на белую поверхность – экран или белое полотно (всё это лучше проделывать в затемнённом пространстве).

2. Отметьте, какой цвет вы получили, когда все приборы включены на полную мощность.

3. Варьируя яркость прожекторов, найдите наилучшую из доступных версию «белого» света. Зафиксируйте настройки приборов.

4. <Используя материал, подготовленный в Упражнении 10, выберите какой-нибудь из цветов и воспроизведите его с помощью трёх прожекторов. Снова зафиксируйте настройки.

5. Повторите эксперимент с другими цветами.

Проделайте это упражнение, используя жёлтый, голубой и пурпурный фильтры.

Упражнение 12. Цвет-хамелеон

1. Найдите несколько предметов или тканей, окрашенных в насыщенные цвета. Они могут быть одно- или многоцветными.

2. Используя схему из Упражнения 11 и фильтры основных цветов, направьте цветные лучи по очереди на ваш «натюрморт». Это упражнение полезно для сопоставления разных цветов между собой (и снова этот опыт лучше проводить в затемнённом пространстве).

3. Запишите, каким образом каждый из основных цветов влияет на то, как выглядят выбранные вами предметы. Не забудьте отметить, каким был изначальный цвет каждого из ваших объектов при нормальном освещении, но именно в том пространстве, где вы их затем освещали.

Повторите эксперимент, заменив основные цвета любыми другими насыщенными или более нежными оттенками.Те объекты, которые выглядят точно так же при определённом освещении, могут сильно измениться при освещении лучами, окрашенными в другой цвет. Это происходит потому, что материал, из которого они сделаны, по-разному отражает свет с различной длиной волн.


Упражнение 13. Все оттенки чёрного

1. Найдите несколько предметов или кусков ткани, которые кажутся вам чёрными (не беспокойтесь о том, что они могут выглядеть немного по-разному в цветном или даже в нормальном свете).

2. Снова используйте схему и основные цвета фильтров из Упражнения 11 и направьте цветные лучи по очереди на чёрные объекты.

3. Запишите, как каждый из основных цветов влияет на то, как выглядят выбранные вами объекты.

Постарайтесь составить хорошую смесь из оттенков «чёрного» − так, чтобы некоторые из них не отражали ни один цвет, а другие казались чёрными при обычном освещении, но отражали какой-нибудь цвет при освещении лучами определённого света. Скорее всего, такой отражённый цвет в любом случае будет довольно тёмным.

Повторите это упражнение с «белыми» объектами, сделанными из различных материалов (это могут быть бумага, ткань, стиральный порошок, перья и т.д.)

Упражнение 14. Эмоции и цвет

1. Составьте список известных вам эмоциональных состояний. Постарайтесь сделать его как можно более полным, для начала внесите в него:

ГНЕВ / РАДОСТЬ / НЕНАВИСТЬ / ЗАВИСТЬ / ЛЮБОВЬ / РЕВНОСТЬ / СОСТРАДАНИЕ / НАДЕЖДА / СМУЩЕНИЕ / МИРОЛЮБИЕ / ВОЗБУЖДЕНИЕ / УДИВЛЕНИЕ / ЖАДНОСТЬ / БЕЗУМИЕ / ПОДОЗРЕНИЕ…

2. А теперь напротив каждого слова запишите цвет, который у вас ассоциируется с данной эмоцией или чувством.

Вы можете проделать это упражнение, взяв за основу любой другой список, например, список людей или животных. Вы также можете протестировать ваших друзей – в этом случае лучше всего зачитать список, требуя немедленного ответа — того, который первым приходит в голову. Не стоит надолго задумываться, лучше не иметь ответа вовсе, чем форсировать его.

Это упражнение направлено на развитие вашего воображения, а не на то, чтобы получить «правильный» свет. Как и во многих других случаях, здесь нет неверных решений. Единственное неверное действие — не найти ни одного решения.

Упражнение 15. Случайный выбор

1. Возьмите список эмоций, составленный в ходе выполнения предыдущего упражнения, и запишите каждое слово на отдельной карточке.

2. Поместите все карточки в сумку или в шляпу.

3. Вытащите оттуда любую карточку.

4. А теперь на белом экране (или на висящей вертикально простыне) создайте освещение, иллюстрирующее одну из выбранных вами эмоций. Естественно, вы можете менять не только цвет, но и очертания, интенсивность и размер проецируемого луча. Хотя доминантой всё-таки должен быть цвет.

5. После того, как вы выстроите эту сцену, покажите её кому-нибудь и попросите угадать, какую эмоцию вы проиллюстрировали. Если этот человек не сможет ответить сразу, попросите его выбрать одну эмоцию из списка.

Это упражнение можно попытаться выполнить, используя меньшее количество оборудования (постепенно сокращая его, пока не останется один прожектор).

Вы можете повторять это упражнение много раз. Некоторые эмоции проще выразить, чем другие. Помните, что мы не ищем «правильные» ответы, а развиваем воображение.

Упражнение 16. Реальный цвет

1. Вооружитесь свотчбуком цветных фильтров какого-нибудь производителя.

2. Поищите среди них те цвета, которые могут встречаться в реальной жизни (скорее всего, это будут светлые соломенные, янтарные, розовые, голубые и, возможно, зелёные оттенки).

3. В течение какого-то времени (дня или недели) выберите несколько моментов, когда вы можете остановиться и внимательно рассмотреть цвета, присутствующие в естественном или искусственном освещении. Сюда можно отнести утренний свет, свет в дождливый день, вечерний свет, свет уличных фонарей в сумерки, люминесцентный свет на вашей кухне, свет ночника в вашей спальне, свет от работающего телевизора и т.д.

4. Всякий раз старайтесь соотнести цвет источника света с одним из образцов в вашем свотч-буке. Делая пометки, не забудьте указать источник света, время суток, погодные условия и номер фильтра.

Зафиксируйте полученные результаты в вашем журнале художника по свету. Если вы ещё не завели его, теперь самое время сделать это. Такие заметки неоценимы, когда вы находитесь в поисках вдохновения или просто ищете понравившийся вам цвет.

Упражнение 17. От рассвета до заката


1. Приготовьте небольшой белый вертикальный экран или белую простыню.

2. Направьте свет на экран таким образом, чтобы смоделировать:

• РАССВЕТ

• УТРО

• ПОЛДЕНЬ

• СУМЕРКИ

• ВЕЧЕР

• НОЧЬ

Проделайте это упражнение, освещая небольшой участок сцены (не больше 1 кв.м), поместив на нём один-единственный предмет (например, стул).

Замечания:

1. Очевидно, вы ощутите огромную разницу, проделывая это упражнение на плоскости и в пространстве. Во втором случае нужно найти подходящие углы направки света. Если же мы работаем с плоским экраном, главную роль играет цвет.

2. Выбранные вами цвета могут варьироваться от вполне естественных до откровенно романтических оттенков. И от вашего решения, что конкретно вы будете изображать: холодный зимний или летний тёплый день.

3. Как это часто бывает, здесь нет «правильных» решений, а только более или менее эффективные.

Упражнение 18. Четыре сезона


1. Приготовьте небольшой белый вертикальный экран или белую простыню.

2. Направьте свет на экран так, чтобы изобразить один или несколько из сезонов (ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМУ или ВЕСНУ).

И вновь попробуйте проделать это упражнение на небольшом участке сцены, на котором установлен всего один предмет (например, стул).

Это упражнение заставляет вас вспомнить ваши представления о временах года, и воссоздать суть этих впечатлений на сцене. Понятно, что лето и зима выглядят по-разному в разных местах и в разное время. Тем не менее, стоит попытаться уловить суть каждого сезона и передать свои идеи с помощью определённых средств, не слишком увязая в деталях.

Другие уроки от Нейла Фрейзера:

Уроки сценического освещения. Часть 1. Введение
Уроки сценического освещения. Часть 2. Найти нужный угол
Уроки сценического освещения. Часть 4. Создаём настроение на сцене
Уроки сценического освещения. Часть 5. Создание световых картин
Уроки сценического освещения. Часть 6. Собираем всё вместе


Возврат к списку

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить