8 (83130) 6-98-99

Уроки сценического освещения. Часть 6. Собираем всё вместе

07.11.2014

В шестом уроке сценического освещения художник по свету Нейл Фрейзер описывает завершающий этап процесса постановки света, начиная со светомонтировочной репетиции и заканчивая прогоном спектакля. Суть этого этапа состоит в детальной проработке и коррекции световых сцен.

К этому времени все элементы постановки уже собраны воедино. В репетициях участвуют все, кто занят в постановке. Спектакль прорабатывается сцена за сценой, с остановками по поводу возникающих проблем, до тех пор, пока всё не пойдёт правильно.

Uroki_scenicheskogo_osvesheniya._Operatorskaya.jpg

Проработка световых сцен — это внесение поправок в расположение приборов, корректировку их цвета и яркости. Иногда может потребоваться добавить или убрать какую-нибудь световую сцену, уменьшить или увеличить время перехода от одной сцены к другой и т.д. Количество таких изменений зависит от многих обстоятельств, в том числе от того, насколько подробно была составлена световая партитура спектакля. Теперь вам предстоит уточнять и дополнять её от репетиции к репетиции.

Как и раньше, успех этих репетиций во многом зависит от того, насколько хорошо вы к ним подготовились. Такая подготовка должна включать в себя следующие шаги.

Шаг 1. Заранее установите хорошие рабочие отношения с режиссёром, сценографом и помощником режиссёра. Постановка спектакля — процесс, в котором участвует множество людей, и результат существенно зависит от того, насколько быстро и хорошо вы понимаете друг друга.

Шаг 2. Перед репетицией потренируйтесь и подготовьте своих помощников (если они у вас есть) к тому, что придётся работать быстро: быстро менять направление луча, его ширину и интенсивность, быстро переставлять фильтры и т.д. Все основные технические операции должны быть доведены почти до автоматизма.

Uroki_scenicheskogo_osvesheniya._Osvetitel.jpg

Шаг 3. Убедитесь в должном качестве связи с оператором, находящимся в осветительной комнате. Он должен слышать вас, даже если вы будете говорить шёпотом. Если вы рассчитываете самостоятельно менять освещение на сцене, вам понадобится переносной пульт.

Шаг 4. Постарайтесь устроиться максимально удобно. У вас должно быть достаточно места для подробного плана освещения, сценария спектакля, а также написанной или распечатанной последовательности световых сцен (с перечнем всех номеров каналов и соответствующих им уровней, а также временем перехода из одного состояния в другое). Не помешают запасные ручки и адекватное освещение. Некоторые художники по свету работают с ноутбуком — в этом случае все корректировки можно вносить сразу в память компьютера.

Шаг 5. На протяжении репетиций вам придётся фиксировать все произведённые вами изменения. Чтобы успевать это делать, лучше заранее продумать все возможные сокращения, например:

Q5 c14↑10 — означает, что в сцене 5 нужно увеличить канал 14 на 10%
Q12 = 10s↑ — означает, что в сцене 12 нужно увеличить тайминг на 10 секунд
C6→ — означает, что канал 6 следует передвинуть вправо

Навыки быстрой записи помогут вам сэкономить время и ничего не забыть. После окончания репетиции вы сможете спокойно обработать свои записи, сделав их понятными для себя и других.

Шаг 6. Репетиция может прерываться из-за целого ряда проблем, и художник по свету — один из тех членов команды, которые могут инициировать это прерывание. Однако если останавливаться из-за каждой мелочи, есть риск никогда не закончить. Постарайтесь успевать производить необходимые действия и записи максимально быстро, останавливайте ход репетиции только в случае крайней необходимости.

Шаг 7. Как и любой творческий процесс, процесс постановки света может длиться бесконечно — всегда найдётся парочка свежих идей, которые хотелось бы попробовать. И всё же наступает момент, когда нужно остановиться и перестать выискивать недостатки в световой партитуре. Вы подготовили всё оборудование, подобрали все цвета, выверили все переходы. Наслаждайтесь результатами вашей работы и готовьтесь к новым интересным проектам.

Фотографии к статье были взяты с сайта: http://www.oko-photo.ru


Предыдущие уроки от Нейла Фрейзера:
Уроки сценического освещения. Часть 1. Введение
Уроки сценического освещения. Часть 2. Найти нужный угол
Уроки сценического освещения. Часть 3. Радуга на сцене
Уроки сценического освещения. Часть 4. Создаём настроение на сцене
Уроки сценического освещения. Часть 5. Создание световых картин



Возврат к списку

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить