Как выбирать цветные фильтры

19.05.2016
Много лет назад, когда основу светового комплекса составляли прожекторы с лампами накаливания, художники по свету не испытывали особых трудностей с подбором цветных фильтров. У каждого из них были свои любимые сочетания цветов, а свотч-буки помогали быстро сориентироваться, если нужно было получить какой-нибудь экзотический оттенок.
На современных сценах присутствуют самые разные источники света, и даже столь популярные сейчас светодиодные прожекторы могут излучать белый свет совершенно разных оттенков. Не удивительно, что и цветные фильтры подчас работают совершенно непредсказуемо.

Оттенки белого света.JPG

Попробуем провести эксперимент: возьмём свотч-бук Roscolux и выберем цвет R39 – Skelton Exotic Sangria. Поднесём этот фильтр поочерёдно к двум включённым приборам – галогенному и светодиодному.

Фотография.JPG

Разница будет слишком явной, чтобы её не заметить: тёплый свет лампы накаливания даёт более красный оттенок, а на светодиодном приборе свет кажется холоднее и смещается в синюю сторону спектра – ближе к фиолетовому цвету.

Световой эффект от применения световых и галогенных ламп и фильтра Roscolux R39.JPG
Этот результат объясняется разницей в температуре (а значит, и в спектре) того белого света, который излучает каждый из приборов. Как видно из рисунка, спектр галогенной лампы содержит в себе все длины волн без исключения, но красных и оранжевых цветов в нём относительно больше. Спектр излучения светодиодного прожектора очень неравномерный, с провалами в красной и голубой области и пиком в сине-фиолетовой части.

Спектры излучения галогенных и световых ламп.JPG

Принцип работы гелевых фильтров заключается в том, что они пропускают наружу волны с определённой длиной волны, а все остальные поглощают. Очевидно, фильтр может пропустить через себя только те волны, которые присутствуют в спектре излучаемого света. И если в спектре светодиодного источника мало красных волн, то и через фильтр их пройдёт не слишком много.

Чтобы точнее представить, какой цвет мы получим на выходе, нужно взглянуть на кривую распределения спектральной энергии для данного фильтра – её можно найти на странице http://www.rosco.com/mycolor или в свотч-буке. Эта кривая показывает, какой процент света каждой длины волны проходит через фильтр. Например, R39 пропускает приблизительно 50% фиолетовых и голубых волн спектра, а также от 50 до 80% оранжевой и красной энергии, но блокирует всё зелёное и жёлтое излучение.

Кривая спектрального распределения для фильтра Roscolux R39.JPG

Если мы наложим эту кривую на спектры наших источников света, то легко поймём, почему галогенная лампа даёт красный оттенок цвета, а светодиодная – фиолетовый:

Кривая спектрального распределения для фильтра Roscolux R39 и спектры излучения галогенных и световых ламп.JPG

Конечно, то, что вы видите на экране вашего монитора, и то, что вы хотите получить с помощью конкретного цвета фильтра и реального источника света, – это разные вещи. Поэтому повторите этот эксперимент, направив луч прожектора не только на вашу ладонь, но и на декорации, реквизит, костюмы и так далее. Регулярно проводя подобные эксперименты, вы научитесь чувствовать трансмиссию ваших приборов и сможете, глядя на кривую спектрального распределения, заранее определять, насколько хорошо будет работать тот или иной фильтр.

Заказать цветные фильтры от Rosco можно у нашего менеджера:

Николай
Тел.: +7(920) 019-18-18
E-mail: Nikolay@sistema-stage.ru


Возврат к списку

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить