8 (83130) 6-98-99

Художник по свету Люк Эдвардс: «Отношения — ключ ко всему»

Luke Edwards.jpg

Люк Эдвардс (Luke Edwards) из Cue Design называет себя «художником по требованию» и работает с «крёстным отцом» электронной музыки Гэри Ньюманом, с британским мультиинструменталистом и музыкальным вундеркиндом Джейкобом Кольером и с множеством других знаменитых артистов. Эта статья представляет собой вольный перевод интервью, которое взял у Люка сотрудник компании Vari Lite.

10.2017.jpg

Когда ты впервые занялся освещением сцены?

Я вырос в маленьком бельгийском городке, где регулярно проходили Фестивали Света. Мне было 16, когда мой друг попросил меня помочь своему приятелю, у которого была прокатная компания светового и звукового оборудования. Я начал с ним работать, и с этого всё началось.

А до того момента ты как-то проявлял свои творческие способности?

Нет, ничего такого не было, я даже рисовать не умел. Но мне кажется, мы слишком узко воспринимаем это понятие — «творчество». Лично я верю в то, что у каждого человека есть способности к воображению и творческий потенциал, просто не каждый находит ту среду, которая ему подходит. На самом деле существует масса способов проявить свою креативность.

8.2017.jpg

И как развивалась твоя карьера?

Когда я работал в той прокатной компании, у меня была возможность участвовать в разных проектах в качестве художника по свету. Мне кажется, тогдашним моим клиентам хотелось новых идей, и они радовались возможности посмотреть на свои проекты моим «более юным и свежим» взглядом. Когда одни и те же люди делают что-то год за годом, это приедается.

  Но, конечно, моё развитие не было быстрым. Я начинал с намотки кабеля и рос очень медленно. То, что я досконально изучил техническую сторону продакшн, сослужило мне хорошую службу: сейчас я точно знаю, что именно будут делать мои подчинённые, и на какой результат я могу рассчитывать. И очень быстро вижу, когда кто-то хочет пустить мне пыль в глаза.

9.2017.jpg

В течение нескольких следующих лет я работал на самые разные компании и попробовал много всего интересного. Я сутками пропадал на работе, почти не бывал дома и месяцами не виделся с друзьями. В конце концов я выгорел — решил, что с меня хватит, что пора всё бросить и начать жить нормальной жизнью. Мне захотелось что-то изменить, и я переехал в Великобританию и почти целый год не прикасался к приборам. Но потом я заскучал и стал подумывать о том, чтобы вернуться к прежнему своему занятию.

В 2012 году я работал в Gallowglass, где ежедневно управлял командой из 500 человек. Это был настоящий логистический челлендж, каждый день был похож на паззл, который приходилось складывать из множества разных кусочков. Постепенно я обрастал полезными связями, общался с разными людьми, рассказывал о своём опыте и навыках, о том, что я умел и что хотел бы делать. Однажды мне позвонили и спросили о том, не смогу ли я подъехать в Бельгию, чтобы срочно заменить осветителя у одного артиста, который только-только начал свой тур. Я ответил: «Да, конечно», быстро свернул все свои текущие дела и поехал в Бельгию. Артист оказался Гэри Ньюманом, а та встреча с ним переросла в долгое и очень плодотворное сотрудничество.

Гэри Ньюман.jpg

И как развивалось это сотрудничество?

Тот первый тур был очень «базовым», в нём было задействовано всего несколько приборов. Но к счастью, Гэри в тот момент как раз решил возобновить свои живые выступления, поэтому каждый его выход на сцену становился ещё одним шагом вперёд — требовал большего бюджета, более сложного оборудования, более интересного дизайна. И я рос и развивался вместе с ним, всякий раз ставил перед собой новые задачи и выходил на следующий уровень возможностей и ответственности.

Было здорово, что Гэри давал мне карт-бланш. Этот человек стал легендой электронной музыки и повлиял абсолютно на всех, кто ей увлекается. Но в то же время он доверял мне создавать атмосферу его выступлений, помогать ему хорошо выглядеть на сцене.

Примерно то же самое происходит сейчас с Джейкобом Кольером. Это замечательный молодой музыкант, и я верю, что в 40 лет он будет иметь такой же статус, как и Гэри. Сейчас Джейкоб и Гэри находятся на разных точках карьеры, но оба они идут вверх, по разным причинам. И я счастлив, что являюсь частью этих траекторий.

Jacob Collier.jpg

Но ведь у Джейкоба Кольера совершенно другая аудитория. Это как-то меняет твой подход к дизайну его выступлений?

На самом деле я думаю не столько о зрителях, сколько о самом артисте и о том, что он хочет выразить своим выступлением. Но мне кажется, я могу влиять на тот опыт, который получает аудитория.

Что касается Джейкоба, с ним действительно не приходится скучать. Его мозг работает со скоростью миллион миль в час, он просто фонтанирует идеями и включается буквально в каждый аспект шоу. Во время его выступлений задействовано огромное количество инструментов, и все они синхронизированы MIDI. Кроме того, оркестр синхронизирован с частью световых приборов, например, есть сцены, которые не включаются, пока не заиграет оркестр. Джейкоб придумал это ещё в самом начале нашей совместной работы. Он очень загорелся этой идеей, и я согласился, что с этим будет интересно поэкспериментировать. Он спросил меня, смогу ли я это реализовать, и я ответил «Да! Конечно, я сделаю это!» — и уже потом пошёл «гуглить», как это можно сделать.

Jacob Collier. 2019.jpg

Какие из твоих карьерных достижений кажутся тебе наиболее яркими?

Мне кажется, у каждого из нас есть список того, что мы хотели бы сделать. Очень яркой галочкой в моём списке стало выступление в Альберт Холле с Гэри и оркестром. Ещё я всегда мечтал сделать проект для Сиднейской Оперы, и в прошлом году мне посчастливилось побывать там с Джейкобом Кольером. Прекрасно, когда твои планы осуществляются, но беда в том, что сразу начинаешь думать о том, что будет дальше.

Пару лет назад я делал одно шоу для фестиваля Rock in Rio в Лиссабоне. Обычно, когда я сижу за пультом, то вижу только небольшую часть аудитории, но в тот раз на сцене были установлены камеры, и я смог рассмотреть все 80 тысяч зрителей. Это было что-то невероятное, в тот момент я неожиданно осознал, что являюсь частью действительно серьёзного бизнеса.

Был ещё один случай: мы тогда выступали в Риме, и ко мне вдруг подошёл поговорить мой любимый Терри Кук из Woodroffe Basset. Конечно, это был всего лишь минутный разговор, вы же знаете, что эти парни из Woodroffe Basset ведут себя как боги. Всегда приятно быть признанным своими коллегами, но тот факт, что Терри знал, как меня зовут, и решил со мной пообщаться, я всегда буду помнить.

Европейский тур Роллинг Стоунз. 2018.jpg

У тебя были провалы?

Мне кажется, мои провалы были связаны не столько с недостатком опыта, сколько с неумением решать возникающие конфликты. Раньше я довольно опрометчиво вёл себя с некоторыми людьми, сегодня я многие ситуации мог бы разрулить лучше.

Что тебя расстраивает в твоей профессии?

Мне не нравится кумовство. Слишком многие художники по свету получают хорошую работу по знакомству, а не благодаря своим талантам или работоспособности. При этом настоящие профессионалы могут оставаться незамеченными, а ведь они могли бы делать действительно крутые шоу.
 
Gary Numan Revolution 40 Anniversary Tour. 2019.jpg


Какой совет ты дашь тем, кто хочет пойти по твоим стопам?

Я читал лекции студентам Production Park, и только 20% этих лекций было посвящено световому дизайну, всё остальное — тому, как работать профессионально. Я много говорю о том, как построить сильные взаимоотношения, как стать человеком, которому можно доверять, как избежать тех ловушек, из-за которых молодые художники по свету разочаровываются в своей профессии, как не подрывать чужой авторитет и не обесценивать собственные достижения.

7.2017.jpg

Говорят, что профессия художника по свету на 10% состоит из дизайна и на 90% из переговоров. Ты согласен с этим?

Абсолютно. Я думаю, большая часть моей работы связана с тем, чтобы убедить кого-то в том, что то, что я делаю, и есть самое правильное. И это не про световой дизайн, а про то, как быть хорошим переговорщиком. Если ты хочешь раздвинуть границы и сделать то, чего до тебя никто не делал, тебе необходимо донести это до заказчика, сделать так, чтобы он купил твоё видение.

3.2018.jpg

Ты следуешь каким-то модным трендам?

Вряд ли. Я скорее стараюсь отличаться от всех, быть оригинальным, давать какую-то ценность своим клиентам. Не вижу никакого смысла в том, чтобы делать то же самое, что все остальные.

Есть у тебя какое-то правило №1 в световом дизайне?

Это боковой свет. Фронтальный кажется мне слишком резким, а боковой (особенно в театре или в танцах) выглядит более естественно и придаёт глубину всей световой сцене. Это то, что я люблю делать, особенно с теми артистами, которые ненавидят фронтальное освещение, а их очень много. В самом деле, ужасно находиться на сцене, когда на твоё лицо направлен следящий прожектор, и я прекрасно понимаю тех, кому это не нравится.

4.2018.jpg

Какие черты характера больше всего нравятся тебе в твоих сотрудниках?

Я думаю, это смелость, готовность выходить из зоны комфорта, не бояться пробовать что-то новое. Мне нравится это качество и в артистах, особенно в Гэри. Он так популярен, что мог бы выбрать и более безопасный путь, но он так не делает, и мне импонирует его смелость.

6.2018.jpg


Когда ты берёшься за новый проект, то сразу начинаешь с подбора приборов или сначала думаешь о тех эффектах, которые хочешь получить?

И то, и другое. Задумывая какой-то эффект, я тут же прикидываю, как его можно добиться. Большую часть своего свободного времени я читаю прессу, езжу на выставки, разговариваю с производителями и тестирую их новые продукты. Поэтому, когда при необходимости я почти сразу понимаю, как можно добиться того или иного эффекта. Это требует вложения денег и времени, но это та инвестиция, которую я как художник по свету должен делать. Надо изучать матчасть.

В этом очень помогают личные связи. Если ты выстроил хорошие отношения с производителями, они будут поддерживать тебя и делать всё, чтобы ты был первым, кто попробует их технологии. Так было с приборами Avolites — без тесных связей с этой компанией мы бы не стали первыми в мире, кто использовал их платформу Synergy. Отношения — ключ ко всему.

5.2018.jpg

Ты уже успел поработать со светодиодными прожекторами Vari Lite. Что ты думаешь о них и о светодиодных приборах в целом?

Прожекторы VLZ были первыми светодиодными «профильниками», с которыми я работал. Мы использовали их с Гэри Ньюманом для того, чтобы осветить оркестр, и при этом не обрушивать на музыкантов тонны тепла. VLZ прекрасно с этим справились, и это было отличное вступление.

Затем я открыл для себя VL2600, и они даже превзошли VLZ в том смысле, что многие люди приняли их за обычные галогенные лампы. Мне кажется, ключ к успеху в том, чтобы сделать технологии комфортными для людей. VL2600 — замечательные прожекторы, и мы собираемся использовать их ещё несколько последующих лет.

Мне особенно нравится Wash-модификация этого прибора: производителю удалось получить глубокий, почти чёрный цвет Congo UV, как будто смешались вместе оттенки Cyan и Magenta. Это легко получить с галогенной лампой, но довольно трудно со светодиодным источником света. Хотелось бы, чтобы производители LED приборов научились получать большинство нужных оттенков цвета, а также решили проблему с отводом тепла.

Приборы Vari Lite.jpg
Что тебе нравится и что не нравится в световых приборах?

Самый страшный кошмар для меня — это когда прожектор вместо красного света выдаёт оранжевый. Я понимаю, что с технологической точки зрения не так легко найти способ получить красивый красный свет. Но если уж вы продаёте прибор за 10 тысяч фунтов, будьте добры...

Gary Numan Revolution 40 Anniversary Tour 1. 2019.jpg

Большинство современных приборов имеют достаточный световой выход, поэтому меня не особенно волнует, сколько люменов выдаёт прожектор. Мне просто хочется видеть качественный свет, это особенно важно при моём трепетном отношении к социальным медиа. Я знаю, что каждое моё шоу появится в соцсетях ещё до того, как закончится концерт, и что бы я ни освещал, я делаю это не только для зрителей, но и для камеры. Поэтому я постепенно стал отказываться от всяких модных новинок вроде eye-candy и стал обращать больше внимания на качество света, чёткие проекции, красивые цвета.

Мне кажется, тренд на универсальные, гибридные прожекторы уходит, и мы снова возвращаемся к основам — к хорошим спотам и приборам заливки. Если художник по свету не может сделать красивое шоу с базовыми приборами, ему вообще не стоит этим заниматься. Нельзя надеяться только на технологии, нужно развивать своё видение и собственные дизайнерские навыки.

Luke.jpg

Источник фотографий: Facebook-аккаунт компании Cue Design

Сайт компании «Система»: https://sistema-stage.ru

Наш канал Telegram: https://t.me/sistemastage



Новости

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить