Художник по свету Патрик Вудрофф: «Это лучшая работа в мире!»
Патрик Вудрофф начал свою карьеру в середине 70-х и с тех пор освещал и проектировал шоу для таких звёзд как ABBA, Адель, Боб Дилан, Genesis, Rammstein, Род Стюарт, The Eagles, Леди Гага и Элтон Джон. Он был художником по свету и креативным директором у Rolling Stones и освещал шоу Майкла Джексона, работал над мюзиклами «Вестсайдская история», «Призрак оперы» и «Иисус Христос — суперзвезда» и проектировал свет для Лондонских Олимпийских игр. В этом интервью он рассказывает о своей профессии и даёт советы начинающим художникам по свету.
Чем ты занимаешься?
Я — художник по свету. В широком смысле эта работа включает в себя освещение сцены и создание световых картин, придающих представлению настроение и динамику. Но мы не просто усиливаем существующую эстетику. Когда речь идёт о таких масштабных событиях как рок-концерт, мы имеем дело с настоящим световым шоу, которое играет свою собственную роль. Свет — это важный инструмент, а художник по свету — ключевой участник любого живого представления.
А что именно ты освещаешь?
Мне приходилось проектировать свет для самых разных представлений, в основном с участием актёров или исполнителей. Это были живые концерты (от классической музыки до рок-н-ролла), телевизионные шоу, традиционные и современные оперы, множество разных танцев, музыкальные постановки и другие массовые зрелища. Иногда я освещаю более специфические мероприятия — модные показы, церемонию вручения Оскара и даже Олимпийские игры в Лондоне. Я также занимался архитектурной подсветкой отелей и ночных клубов Лас-Вегаса, и проектировал свет для других публичных пространств, где свет должен усиливать человеческие эмоции.
В чём конкретно заключается работа художника по свету?
Я работаю не один — обычно под каждый проект формируется целая творческая команда, которая и занимается всеми вопросами освещения шоу. Мои конкретные действия зависят от содержания проекта. Например, если речь идёт о рок-концерте или театральном представлении, я встречаюсь с заказчиком или режиссёром и предлагаю концепцию освещения, общий подход к шоу. Затем нужно понять, как интегрировать этот свет в существующий сеттинг, составить спецификацию и заказать оборудование на весь театральный сезон или концертный тур.
Кроме того, я отвечаю за набор команды программистов и операторов и присутствую на репетициях, пока мы вместе с режиссёром не проработаем весь световой сценарий. После этого я, как правило, присутствую на нескольких первых представлениях, а затем время от времени возвращаюсь и проверяю, всё ли в порядке.
Как проходит твоя типичная рабочая неделя?
Типичных недель не бывает, поскольку проекты очень сильно отличаются друг от друга. Всё зависит от того, на каком этапе я нахожусь. Это может быть стадия проектирования или репетиционный процесс, а может, мне пора отправляться в дорогу, так как тур уже начался. Я работаю в разных странах мира и провожу много времени в разъездах. Иногда я завтракаю у себя на кухне, в Англии, а обедаю уже на Западном побережье Америки (или выпиваю с коллегами в Сингапурском баре). За год я обычно успеваю поработать над 20 проектами, и это то, что делает мою работу такой необычной и привлекательной.
Как ты стал художником по свету?
Я начинал, когда мне было 18, в то время этой профессии попросту не существовало. Если кто-то устраивал шоу, прокатные компании присылали минивэн с оборудованием и пару парней, один из которых выполнял обязанности осветителя. Сегодня освещение — сложный и быстрорастущий бизнес, в котором есть огромное количество узких специальностей. Я начинал с нижней ступени карьерной лестницы и сделал большой шаг вверх, когда Род Стюарт неожиданно уволил своего художника по свету за неделю до начала тура. Мне повезло оказаться в нужное время в нужном месте, и все следующие 40 лет я так и продолжал ставить свет для многих известных рок-групп и исполнителей.
Что тебе нравится в твоей работе?
Я люблю перемены, и мне нравится погружаться в новый мир всякий раз, когда я беру очередной проект. Освещение оперы кардинально отличается от освещения рок-концертов, а проектирование архитектурных инсталляций подчиняется совершенно другим законам, нежели освещение балетных постановок. Кроме того, меня вдохновляют поездки, в них со мной произошло множество разных приключений. И конечно, большая награда — быть частью команды творческих и интересных людей, вместе работать над воплощением идей и созданием впечатлений для зрителей.
Но лучший момент — это вечер премьеры, тот момент, когда в зале гаснет свет, а затем — самый финал шоу, когда ты понимаешь, что всё было сделано так как нужно.
А что не нравится?
Плохого не так уж много. Иногда приходится грустить из-за того, что нахожусь далеко от дома, хотя моя семья к этому привыкла и с самого начала воспринимала это как данность. Иногда огорчает сложный характер режиссёра или поп-звезды. Это создаёт дополнительный стресс, но всё это — часть работы. Я стараюсь прокачивать свои дипломатические навыки так же, как и технические.
А деньги компенсируют эти неудобства? Сколько зарабатывает художник по свету?
Обычно я получаю фиксированную сумму за готовый проект шоу (она разделяется на 2-3 платежа и выплачивается постепенно, по мере продвижения проекта). Когда начинаются представления, мне выплачивают небольшой еженедельный гонорар.
Я часто берусь за маленькие недорогие проекты, но с течением времени они окупаются за счёт других — крупных и хорошо оплачиваемых шоу. Театральный художник, ведущий сразу несколько проектов, может заработать миллион долларов в год, но это — те, кто находится на самой вершине профессии. В среднем востребованный художник по свету может рассчитывать на сумму от 250000 долларов.
А сколько ты зарабатывал в начале своего пути?
В первое время — около сотни фунтов в неделю, и мне тогда казалось, что я почти миллионер!
Какие знания и навыки нужны для того, чтобы овладеть этой профессией?
Когда я начинал, ещё не было возможности получить какое-то формальное образование в этой области, но сейчас существуют колледжи и университетские курсы, где преподают световой дизайн и программирование. Я бы очень рекомендовал пройти такой курс, чтобы изучить технические и творческие основы профессии. Я думаю, художник по свету должен обладать не только художественным чутьём, но также быть организованным, общительным, практичным и креативным в равной мере.
Что самое трудное в профессии художника по свету?
Наверное, труднее всего — генерировать новые идеи. Я часто следую за оригинальной концепцией продюсера, режиссёра или сценографа, но иногда приходится начинать с чистого листа. Тогда я придумываю, как можно использовать существующие технологии необычным образом или как построить шоу, основываясь на определённом эффекте. Кроме того, едва ли не в каждом проекте приходится работать под жёстким давлением сроков, поэтому очень важно быть стрессоустойчивым.
Какой совет ты хочешь дать начинающим художникам по свету?
Не ограничивайте себя работой с рок-группами, диверсифицируйтесь. В профессиональном освещении существует сотня нишевых рынков, в которых можно зарабатывать на жизнь. Освещайте всё, что можете, — в школе и в колледже, в любительских театрах, даже в собственной спальне, и постоянно учитесь. Замечайте, как свет отражается от разных предметов, как он меняет цвета и тени и т. д. Фиксируйте всё, что видите, — интересную архитектуру, спецэффекты в фильмах, закатный свет из-за облаков, — ведите творческий дневник и ищите свою собственную эстетику. Любите свет и любите жизнь!
Успеваешь ли ты отдыхать?
Мне кажется, я очень много времени провожу в размышлениях. Если я не работаю над каким-нибудь конкретным шоу и нахожусь у себя дома в Великобритании, я планирую или придумываю что-нибудь новое. У меня вообще нет такого понятия — проснуться и пойти на работу. Я никогда не относился к этому, как к работе, хотя за 40 лет своей карьеры успел добиться некоторого успеха.
Чего не знают о твоей работе люди, далёкие от профессионального освещения?
Мне кажется, многие думают, что всё театральное шоу делается на компьютере. Да, в итоге все световые картины сохраняются в памяти компьютера, но рождаются они в голове художника по свету.
О чём ты мечтаешь? Каковы твои цели на будущее?
Хочу продолжать заниматься творчеством, хорошо делать своё дело, оставаться на связи с друзьями и, когда придёт время, уйти на пенсию довольным и счастливым.
Что ещё ты бы хотел сказать о своей работе?
Это лучшая работа в мире!