Кто такие художники по свету
Профессия «художник по свету» появилась в России позже, чем на Западе. Возможно, поэтому большинство отечественных специалистов — самоучки, пришедшие из смежных областей. Эта статья — попытка разобраться в том, что думают об этой профессии люди, которые называют себя художниками по свету.
Многорукие боги
Интересно, что в нашей стране термин «художник по свету» с одинаковой частотой употребляется по отношению к людям совершенно разных профессий: светооператорам, программистам световых пультов, руководителям световых подразделений и тем, кто создаёт световые сценарии для спектаклей, концертов и прочих массовых мероприятий.
Разумеется, это связано с тем, что российские художники по свету, работающие в небольших театрах (а таких — большинство) часто совмещают в себе все эти ипостаси. Получается такой многорукий бог Шива, который одновременно и концепцию освещения придумывает, и оборудование настраивает, и за пультом на спектаклях сидит.
Марине Лариковой из Санкт-Петербурга эта путаница не нравится:
Большинство российских художников по свету считают творчество важной частью своей профессии. Они отмечают такие качества, как креативность и художественное воображение, развитое цветовосприятие и внимание к деталям. Однако этого мало: востребованные специалисты обычно неплохо разбираются в оптике и электротехнике, знают основы сценографии и программирования.
Андрей Участкин из Иркутска уверен, что «художник по свету должен уметь всё: разбираться в режиссуре и тонкостях актёрского мастерства, слышать музыку и различать её тональности. Ведь часто игра света происходит при смене мелодии, и нужно слышать изменение тона, чтобы сделать световой переход».
С ним согласен Андрей Козлов — художник по свету из Красноярска:
Дизайнеры, а не художники
Основателю Telegram-сообщества художников по свету Давиду Мисакяну не нравится российская интерпретация термина lighting designer. Он называет себя светодизайнером и считает, что слово «художник» означает право на самостоятельное творчество, а дизайнер занимается не свободной, а прикладной деятельностью:
С этим трудно не согласиться. В большинстве случаев художники по свету выполняют конкретные задачи, поставленные режиссёром или продюсером. Но это не общее правило — иногда их помощь требуется уже на самых ранних стадиях проекта.
Гении коммуникации
Один из самых опытных тренеров в области сценического освещения Стив Ирвин считает, что художники по свету — прекрасные продавцы:
В крупных постановках художники по свету часто руководят целой командой профессионалов и при этом успевают координировать все свои действия с режиссёром, сценографом, художником по костюмам и другими участниками проекта. Без умения работать в команде и лидерских навыков здесь не обойтись. Подобный опыт нарабатывается годами, не случайно многие состоявшиеся художники по свету начинали свою карьеру с гораздо более низких позиций и изучили процесс постановки шоу с самых разных сторон.
Вечные студенты
Большинство российских художников по свету — это бывшие музыканты, фотографы, учителя физики или переквалифицировавшиеся представители других профессий. Многие из них никогда не учились в специальных учебных заведениях, а необходимые знания получали так же, как средневековые ремесленники, — из рук в руки, от более опытных мастеров своего дела. Однако успеха в этой профессии добиваются не те, кто слепо копирует приёмы своего наставника, а те, кто умеет делать самостоятельные выводы и находит собственный путь. При этом изучать «матчасть» приходится постоянно, а это не так уж просто, если принимать во внимание скорость развития технологий.
Александр Фадеев — художник по свету группы Кипелов — уверен, что главный секрет профессионального мастерства кроется в искреннем желании и упорстве:
Художник по свету — одна из тех профессий, в которых нет раз и навсегда установленных правил, зато достаточно пространства для творческого развития. Хочется пожелать всем, кто не побоялся ступить на этот тернистый путь, удачных проектов и достойного вознаграждения.
Многорукие боги
Интересно, что в нашей стране термин «художник по свету» с одинаковой частотой употребляется по отношению к людям совершенно разных профессий: светооператорам, программистам световых пультов, руководителям световых подразделений и тем, кто создаёт световые сценарии для спектаклей, концертов и прочих массовых мероприятий.
Разумеется, это связано с тем, что российские художники по свету, работающие в небольших театрах (а таких — большинство) часто совмещают в себе все эти ипостаси. Получается такой многорукий бог Шива, который одновременно и концепцию освещения придумывает, и оборудование настраивает, и за пультом на спектаклях сидит.
Марине Лариковой из Санкт-Петербурга эта путаница не нравится:
Существует три специальности, которые нередко путают: осветитель, светооператор и художник по свету. Но если разобраться, то станет ясно, что у них всё-таки разные сферы ответственности.Физики или лирики?
Осветитель — это технический специалист, который делает монтаж, подключение, направку света и управляет световым оборудованием.
Светооператор частично выполняет функции художника по свету, но в основном в его обязанности входит программирование пульта, создание световой партитуры, направка приборов.
А вот художник по свету — это более глубокая профессия, потому что он разрабатывает световую композицию, которая отвечает замыслу режиссера и художника декоратора. В то же время он должен хорошо разбираться в работе с цветом, в светотеневой композиции, электротехнике и подключениях, чтобы не создать макет, который просто невозможно реализовать.
Большинство российских художников по свету считают творчество важной частью своей профессии. Они отмечают такие качества, как креативность и художественное воображение, развитое цветовосприятие и внимание к деталям. Однако этого мало: востребованные специалисты обычно неплохо разбираются в оптике и электротехнике, знают основы сценографии и программирования.
Андрей Участкин из Иркутска уверен, что «художник по свету должен уметь всё: разбираться в режиссуре и тонкостях актёрского мастерства, слышать музыку и различать её тональности. Ведь часто игра света происходит при смене мелодии, и нужно слышать изменение тона, чтобы сделать световой переход».
С ним согласен Андрей Козлов — художник по свету из Красноярска:
Для этой профессии только техником быть недостаточно. Тут нужна творческая составляющая в человеке. И самое важное — стремление стать художником, уметь понимать творческих людей и переносить творчество на железо».
Получается, что достичь вершин профессионального мастерства можно, только сочетая технические умения и творческий подход. А это требует огромных затрат времени и недюжинного воображения.
Дизайнеры, а не художники
Основателю Telegram-сообщества художников по свету Давиду Мисакяну не нравится российская интерпретация термина lighting designer. Он называет себя светодизайнером и считает, что слово «художник» означает право на самостоятельное творчество, а дизайнер занимается не свободной, а прикладной деятельностью:
Результат нашей работы не может существовать сам по себе, мы приложены к чему-то более важному — к театральному действию, к музыке. Нельзя перетягивать одеяло на себя. Ты победил, когда читаешь комменты после концерта в инсте, а там ни слова про твое выдающееся световое шоу. Ты — часть продукта, ты должен быть растворен в этом коктейле незаметно. Если зритель заметил твои эффекты, ты спалился. Фраза «Я художник, я так вижу» здесь не прокатит.
С этим трудно не согласиться. В большинстве случаев художники по свету выполняют конкретные задачи, поставленные режиссёром или продюсером. Но это не общее правило — иногда их помощь требуется уже на самых ранних стадиях проекта.
Гении коммуникации
Один из самых опытных тренеров в области сценического освещения Стив Ирвин считает, что художники по свету — прекрасные продавцы:
Лучшие из них обладают замечательным навыком: интерпретировать любые ситуации с позиции потребностей клиента. Такие люди незаменимы при продаже проектов, ведь они умеют создавать материалы и рендеры, которые помогают потенциальным клиентам визуализировать будущее мероприятие. С их помощью будущие заказчики начинают понимать, как всё будет выглядеть, если они воспользуются услугами данной команды.
В крупных постановках художники по свету часто руководят целой командой профессионалов и при этом успевают координировать все свои действия с режиссёром, сценографом, художником по костюмам и другими участниками проекта. Без умения работать в команде и лидерских навыков здесь не обойтись. Подобный опыт нарабатывается годами, не случайно многие состоявшиеся художники по свету начинали свою карьеру с гораздо более низких позиций и изучили процесс постановки шоу с самых разных сторон.
Вечные студенты
Большинство российских художников по свету — это бывшие музыканты, фотографы, учителя физики или переквалифицировавшиеся представители других профессий. Многие из них никогда не учились в специальных учебных заведениях, а необходимые знания получали так же, как средневековые ремесленники, — из рук в руки, от более опытных мастеров своего дела. Однако успеха в этой профессии добиваются не те, кто слепо копирует приёмы своего наставника, а те, кто умеет делать самостоятельные выводы и находит собственный путь. При этом изучать «матчасть» приходится постоянно, а это не так уж просто, если принимать во внимание скорость развития технологий.
Александр Фадеев — художник по свету группы Кипелов — уверен, что главный секрет профессионального мастерства кроется в искреннем желании и упорстве:
Если у вас есть заветная мечта, нужно представить ее в виде цели, а потом идти к ней, никуда не сворачивая. Самое главное – не лениться, не давать себе поблажек, и никаких «потом»! И тогда будет результат!
Художник по свету — одна из тех профессий, в которых нет раз и навсегда установленных правил, зато достаточно пространства для творческого развития. Хочется пожелать всем, кто не побоялся ступить на этот тернистый путь, удачных проектов и достойного вознаграждения.