Сценическая механика в спектакле "Волшебная лампа Аладдина"
Что такое сказка про приключения «Аладдина»? Непередаваемая смесь праздника и быта, цветистой похвалы и изощренного проклятия, это чудеса, которые через пять минут все принимают как должное, а еще, конечно, любовь, ненависть, смекалка и благородство, и все это - непременно на прихотливом узоре багдадского ковра.
Очень здорово, что постановщики «Волшебной лампы» в Нижнетагильском драматическом театре не стали ломать эти пусть традиционные, но очень дорогие сердцу каждого любителя восточного фольклора ожидания. Их «Аладдин» - нарядный, колоритный, очень реалистичный даже в фантастических сценах, оригинальный в образах, репликах, интонациях, сценографии.
Мастерски расписанные, прямо-таки аутентично восточные подвесные декорации меняются несколько раз за спектакль – одна конструкция на штанкетных подъемах уходит на вторую высоту, на смену ей так же быстро и плавно опускается другая, на все хватает нескольких секунд затемнения сцены.
Основой, базой для перехода от одной сказочной локации к другой в который уже на нижнетагильской сцене стал поворотный круг. Построенная на нем жесткая декорация в зависимости от ракурса - то восточный базар, то дом Аладдина, то дворец падишаха. Естественное, все эти перемещения высчитаны до секунд согласно музыке и записаны в программу пульта управления.
Кроме того, вращение круга и само по себе - сценический эффект. Его в нижнетагильском театре использовали и в «Свадьбе Фигаро», и в «Мы, нижеподписавшиеся…». И можно только удивляться, какую разную атмосферу создает одна и та же, казалось бы, работа сценической механики в разных контекстах.
В «Волшебной лампе» Алладин весело шагает по стенам декорации навстречу вращению и поет. И хотя это происходит в самом начале спектакля и все испытания еще впереди, сцена заряжает зрителя уверенностью: вот так же легко и свободно этот неунывающий парень пройдет сквозь любые невзгоды.
В спектакле множество волшебных исчезновений и появлений – а в театре это, как известно, «специализация» люка-провала. И действительно – люки-провалы работают в постановке почти постоянно.
И это было бы вполне привычным, хотя и от этого не менее эффектным применением механики сцены, если бы не один нюанс: круг на сцене Нижнетагильского театра драмы – дисковый, и несмотря на то, что в нем предусмотрено 10 выходов для перекатных люков-провалов, система безопасности просто не позволяет ему работать, если хотя бы к одному из них пристыкован механизм люка. Как же так получилось, что работа взаимоисключающих друг друга механизмов соединилась в одной постановке?
На «Волшебной лампе» в трюме работают четыре монтировщика сцены - по паре на люк-провал. Круг вращается, останавливается - за несколько минут рабочие пристыковывают люки к нужным выходам: герои могут исчезать и появляться. Сцена с люками завершена – их быстро отсоединяют и перекатывают к следующей позиции, и круг может снова вращаться. Когда смотришь спектакль, зная его техническую изнанку, невольно хочется воскликнуть – ничего себе!
Конечно, возникает вопрос – а почему было не сделать барабанный круг, с которым все встроенные в него механизмы могут работать одновременно? Но все дело в том, что на момент реконструкции поворотный круг в театре уже был, причем в очень приличном состоянии. И ломать рабочие металлоконструкции и рушить опорные колонны мог бы предложить лишь тот, кто совсем не знаком с порядком расходов на производство и монтаж столь масштабной сценической механики.
Но ловкость рук технического персонала театра и простота монтажа-демонтажа мобильных люков-провалов сделали возможным невозможное.
Очень здорово, что постановщики «Волшебной лампы» в Нижнетагильском драматическом театре не стали ломать эти пусть традиционные, но очень дорогие сердцу каждого любителя восточного фольклора ожидания. Их «Аладдин» - нарядный, колоритный, очень реалистичный даже в фантастических сценах, оригинальный в образах, репликах, интонациях, сценографии.
Мастерски расписанные, прямо-таки аутентично восточные подвесные декорации меняются несколько раз за спектакль – одна конструкция на штанкетных подъемах уходит на вторую высоту, на смену ей так же быстро и плавно опускается другая, на все хватает нескольких секунд затемнения сцены.
Основой, базой для перехода от одной сказочной локации к другой в который уже на нижнетагильской сцене стал поворотный круг. Построенная на нем жесткая декорация в зависимости от ракурса - то восточный базар, то дом Аладдина, то дворец падишаха. Естественное, все эти перемещения высчитаны до секунд согласно музыке и записаны в программу пульта управления.
Кроме того, вращение круга и само по себе - сценический эффект. Его в нижнетагильском театре использовали и в «Свадьбе Фигаро», и в «Мы, нижеподписавшиеся…». И можно только удивляться, какую разную атмосферу создает одна и та же, казалось бы, работа сценической механики в разных контекстах.
В «Волшебной лампе» Алладин весело шагает по стенам декорации навстречу вращению и поет. И хотя это происходит в самом начале спектакля и все испытания еще впереди, сцена заряжает зрителя уверенностью: вот так же легко и свободно этот неунывающий парень пройдет сквозь любые невзгоды.
В спектакле множество волшебных исчезновений и появлений – а в театре это, как известно, «специализация» люка-провала. И действительно – люки-провалы работают в постановке почти постоянно.
И это было бы вполне привычным, хотя и от этого не менее эффектным применением механики сцены, если бы не один нюанс: круг на сцене Нижнетагильского театра драмы – дисковый, и несмотря на то, что в нем предусмотрено 10 выходов для перекатных люков-провалов, система безопасности просто не позволяет ему работать, если хотя бы к одному из них пристыкован механизм люка. Как же так получилось, что работа взаимоисключающих друг друга механизмов соединилась в одной постановке?
На «Волшебной лампе» в трюме работают четыре монтировщика сцены - по паре на люк-провал. Круг вращается, останавливается - за несколько минут рабочие пристыковывают люки к нужным выходам: герои могут исчезать и появляться. Сцена с люками завершена – их быстро отсоединяют и перекатывают к следующей позиции, и круг может снова вращаться. Когда смотришь спектакль, зная его техническую изнанку, невольно хочется воскликнуть – ничего себе!
Конечно, возникает вопрос – а почему было не сделать барабанный круг, с которым все встроенные в него механизмы могут работать одновременно? Но все дело в том, что на момент реконструкции поворотный круг в театре уже был, причем в очень приличном состоянии. И ломать рабочие металлоконструкции и рушить опорные колонны мог бы предложить лишь тот, кто совсем не знаком с порядком расходов на производство и монтаж столь масштабной сценической механики.
Но ловкость рук технического персонала театра и простота монтажа-демонтажа мобильных люков-провалов сделали возможным невозможное.
- Мы попробовали и поняли, что это реально, - говорит художественный руководитель Нижнетагильского театра драмы Игорь Булыгин. – А как иначе? Если хочешь эффекта – выжимаешь из техники максимум.Благодарим Нижнетагильский драматический театр за любезно предоставленные фотографии.