Светодиоды на сцене
Для нас давно стало привычным то разнообразие изобразительных средств, которое характерно для театральных постановок. На одной сцене могут мирно уживаться старинные декорации и самые современные дистанционно управляемые механизмы. То же самое относится и к театральному свету – комплекс сценического освещения, как правило, включает в себя огромное количество различных приборов – профильные и следящие прожекторы, светильники заливного света, «moving light», проекционная техника и т.д.
Источники света в этих приборах тоже разные – это и привычные для нас лампы накаливания, и мощные газоразрядные, и находящиеся на пике своей популярности люминесцентные лампы. Тем не менее, многие специалисты в области театрального освещения уверены в том, что будущее – за светодиодными приборами. Так ли это? Не является ли это утверждение данью моде или попыткой поддержать новую (и довольно затратную) технологию?
В конце прошлого года мы провели опрос среди наших ссотечественников, работающих со светом в театрах, филармониях, на концертных площадках. Выяснилось, что подавляющее большинство осветителей и художников по свету (71,4% всех респондентов) уже имеют опыт использования светодиодов на сцене.
Например, художник по свету Владислав Фролов, разрабатывая световую партитуру для 3-D мюзикла «Барон Мюнхгаузен», использовал 36 светодиодных прожекторов заливки MAC 301 Wash от компании Martin. Наиболее ценными качествами этих приборов оказались богатейшая цветовая палитра и возможность дистанционного смены оттенков и интенсивности освещения. Спектакль содержал более 200 световых картин, при этом управление светом необходимо было синхронизировать со звуком и спецэффектами. Можно представить, насколько облегчили работу эти компактные и лёгкие в управлении приборы.
Владислав Фролов, художник по свету театра «Мастерская Петра Фоменко»:
MAC 301 Wash − светодиодный прожектор заливки с хорошим и быстрым зумом. Расширение луча при смешении оттенков цвета использовалось для заливки танцевального планшета и для «раскрашивания» сценографии. Благодаря однородному свечению светодиодных прожекторов декорации получились объёмные и живые, а качественное цветосмешение позволяло получать разнообразный спектр красок для создания атмосферы таинственности и волшебства.
В то же время высокая яркость MAC 301 давала возможность сфокусировать свет в мощный собранный луч с чёткими границами (иногда мне это напоминало луч лампы-фары). Такой жёсткий свет идеально подчёркивал пластику танцоров. Часть светодиодных прожекторов стояла прямо на планшете сцены и работала прострелами. Этим достигался эффект рисующего света.
MAC 301 Wash – светодиодный прожектор заливки
Быстрый Zoom 13-36°
PAN 430°, TILT 300°
Электронное диммирование 0-100%
Стробирующий эффект
Управление по протоколу DMX 512 с разрешением 8 и 16 бит
Вес 8,9 кг
Быстрый Zoom 13-36°
PAN 430°, TILT 300°
Электронное диммирование 0-100%
Стробирующий эффект
Управление по протоколу DMX 512 с разрешением 8 и 16 бит
Вес 8,9 кг
Интересен опыт светодиодной подсветки сцены в Омской Филармонии. В ходе реконструкции большого зала была произведена замена устаревшего осветительного оборудования. Для заливки задника сцены решили использовать именно светодиодные приборы. Причин тому было несколько.
- Во-первых, цветные LED прожекторы дают на выходе гораздо более мощный световой поток, чем галогенные лампы со светофильтрами, рассеивающими значительную часть световой энергии.
- Во-вторых, светодиодная матрица позволяет менять цветовые оттенки плавно и непрерывно, в отличие от дискретной смены цвета в скроллерах.
- И, наконец, поскольку светодиодная подсветка сцены обеспечивает миллионы различных оттенков, их можно использовать для подсветки как классических симфонических концертов, так и современных эстрадных шоу.
Андрей Подлесный, художник по свету Омской Филармонии:
Светодиодные прожекторы заливки Selador Vivid-R от компании ETC первоначально предназначались для подсветки задника типа маркиз. Монтироваться они должны были сверху в софитную линию. Но после открытия концертного зала оказалось, что выделить декоративные элементы сцены важнее, чем сам маркиз. С этой задачей Selador справились великолепно. Везде, где нужен нижний подсвет, они работают безукоризненно. Это и новогодние представления с классическими декорациями, и контровой снизу для ударной установки и солистов. Интенсивности прибора хватает всегда для любого варианта.
Selador Vivid-R — светодиодный прожектор заливки
7-мицветная система смешения цветов
Угол раскрытия луча 17°
Совместимость с галогенными приборами (при диммировании спектр излучения смещается в красно-жёлтую область)
7-мицветная система смешения цветов
Угол раскрытия луча 17°
Совместимость с галогенными приборами (при диммировании спектр излучения смещается в красно-жёлтую область)
Не секрет, что в детских спектаклях цветной свет является одним из главных условий удачной постановки. И здесь светодиодные прожекторы заливки вне конкуренции. Художник по свету Максим Шлыков прислал нам несколько фотографий спектакля «Лисёнок-плут», поставленного на сцене Саратовского театра кукол «Теремок». Яркость и насыщенность цветов, а также возможность управлять освещением с пульта облегчили процесс постановки света, а дополнительным преимуществом стала экономия на эксплуатационных расходах.
Максим Шлыков, художник по свету Саратовского театра кукол «Теремок»:
Светодиодная подсветка декораций — это яркость, контрастность, зрелищность. Не нужно тратиться на замену фильтров и ламп, а это существенная экономия. К тому же светодиоды работают на пониженном напряжении и относительно мало нагреваются. Это тоже плюс. В общем, я за то, чтобы осваивать новые технологии, пользоваться новыми приборами.
Конечно, пока есть трудности с тем, чтобы выбрать «правильный» прожектор. В провинциальных театрах чаще можно увидеть дешёвые светодиоды из Азии, а хотелось бы посмотреть в работе качественные приборы серьёзных производителей. На выставках и семинарах я видел, как светят прожекторы Selador от компании ЕТС — их цветосмешение существенно лучше, чем у обычных RGB-приборов, да и белый свет гораздо более естественный. Но пока финансы не позволяют…
Читайте другие выпуски светодиодного ликбеза:
Выпуск 1. Что такое светодиоды и почему они светятся?
Выпуск 2. Какой свет излучают светодиоды?
Выпуск 3. Как получают белые светодиоды?
Выпуск 4. Смешение цветов в светодиодных приборах
Выпуск 5. Применение LED приборов
Выпуск 6. Светодиоды на сцене
Выпуск 7. Энергоэффективность светодиодов — миф или реальность?
Выпуск 8. От чего зависит срок службы светодиодов?