Интервью с театральным консультантом Энн Минорс
Энн Минорс (Anne Minors), основатель и директор компании Sound Space Vision, является одним из самых уважаемых в Британии театральных консультантов. Создавая сцены мирового уровня, она в равной мере использует свои навыки в области архитектурного проектирования и опыт работы художником по свету. Список её проектов включает в себя и скромные школьные театры, и престижные оперные дома, и центры исполнительского искусства национального масштаба.
Когда ты впервые познакомилась со сценическими технологиями?
Я начала интересоваться сценой ещё в школе, когда играла в оркестре и пела в хоре под чарующим светом софитов.
Почему ты стала консультантом по сценическим технологиям и как долго этим занимаешься?
Я вступила в сообщество театральных консультантов в середине 80-х в качестве архитектора. Об этой организации мне рассказала моя подруга, и я тогда поняла, что присоединившись к ним, смогу полностью реализовать свою страсть к музыке, театру и архитектуре. И вот я занимаюсь этим уже 36 лет.
Если бы ты не стала консультантом, что бы делала вместо этого?
В юности я готовилась к поступлению в Суррейский университет на курс звукорежиссуры. Я занималась математикой, физикой и музыкой, но однажды случайно встретила одного архитектора и увлеклась его рассказами об этой профессии. Я решила, что это более привлекательная карьера, и в итоге променяла музыку на театр. Но если бы я тогда не свернула, то сейчас была бы звукорежиссёром.
Если бы кто-то спросил, чем ты зарабатываешь на жизнь, как бы ты ответила?
Я проектирую здания, предназначенные для разного рода представлений. Наша компания специализируется на проектировании и оснащении зрительных залов (делает для них весь свет, звук, механику и акустику).
Как бы ты описала эти проекты?
Исторически сложилось так, что мы проектируем все виды зданий, в которых люди собираются, чтобы послушать музыку, устроить представление, прослушать курс лекций, провести религиозный или светский праздник и даже судебное заседание. Во время карантина эта формулировка немного изменилась: теперь мы говорим о поддержке всех этих заведений.
Что больше всего нравится тебе в этой работе?
Работая в команде проектировщиков, ощущаешь себя музыкантом, играющим в оркестре. Это тот случай, когда целое больше, чем сумма его частей. Когда в конце концов удаётся найти точки соприкосновения между разными дисциплинами и связать их вместе так, чтобы они могли проявить себя наилучшим образом, — это приносит огромное удовлетворение.
А что тебе кажется самым сложным?
Добиться, чтобы несколько талантливых и здравомыслящих людей одновременно сосредоточились на одной и той же задаче.
Что нужно, чтобы проект стал успешным?
- Понимать потребности клиента.
- Не упустить из виду ничего из того, что важно для заказчика и для архитектора.
- Уметь вписаться в рамки бюджета.
Что помогает тебе справляться с работой?
Самое главное — быть хорошим слушателем, задавать правильные вопросы и понимать, с чего ты начнёшь разработку конкретного проекта.
Что тебя расстраивает в этой работе?
Грустно наблюдать, сколько разных технологических изменений происходит за долгий промежуток времени от проектирования здания до завершения его строительства.
Какие клиенты тебе нравятся?
Лучшие клиенты всегда глубоко вовлечены в процесс, задают массу вопросов и знают, чего хотят. Наша работа заключается в том, чтобы помочь им реализовать их видение.
Какой совет ты чаще других даёшь своим клиентам?
Обычно это совет о том, как с их бюджетом получить максимальную ценность (конечно, с учётом остальных приоритетов).
С одной стороны, мы взаимодействуем с очень глобальными вещами мирового масштаба, такими как искусство, строительная индустрия и технологии. И в то же время фокусируемся на множестве разных деталей: нагрузках, двигателях и цепях, кабелях и разъёмах, на эргономике зрительских кресел и звуковом балансе. Из-за этого каждый рабочий день не похож на другой — здесь просто невозможно соскучиться!
Какие свои проекты ты считаешь самыми удачными?
Самые удачные проекты — это те, над которыми хорошо поработали — так, что результат превосходит самые смелые ожидания клиента. Но и я, в свою очередь, восхищаюсь людьми, которые используют пространство или оборудование в построенных нами зданиях так, как мы и представить себе не могли.
Всегда очень интересно проектировать такое здание, которое само по себе поднимает планку качества на максимальную высоту и тем самым обеспечивает развитие и наших специалистов, и тех коллективов, которые будут в нём впоследствии работать. В качестве примеров я могу назвать Менухин-холл, Латимерскую школу и здание Оперы Невилла Холта.
Но также приятно построить и более демократичное пространство — то, которое станет доступным для всех и в физическом, и в художественном смысле. Я очень радуюсь, когда:
- вижу людей, прогуливающихся по всем этажам отремонтированного Ковент Гардена или Глайндборнской оперы,
- читаю восторженные отзывы выдающихся музыкантов после их выступлений в Koerner Hall в Торонто,
- наблюдаю, как танцоры 46 национальностей демонстрируют своё искусство в столице Казахстана Астане,
- слушаю, как 2300 турецких зрителей аплодируют всемирно известным артистам в местном Zorlu Center
- смеюсь вместе с малышами, которых развлекают артисты детского театра в Бате.
Как ты следишь за новыми технологиями и замечаешь ли какие-то изменения в театральном освещении?
Слежу, как все остальные — выставки, встречи, сайты, разговоры с коллегами. Если у нас возникают какие-то идеи, мы стараемся поделиться ими с производителями.
На мой взгляд, мы сейчас находимся в некой промежуточной фазе, когда традиционное освещение сцены уживается со светодиодным. Светодиоды хорошо вписываются в небольшие бюджеты и потому больше подходят для образовательных проектов, учебных театров и т. д. Но у многих LED приборов, даже у тех, которые не являются динамическими, ещё не решены проблемы, связанные с высоким уровнем шума.
Среди дизайнеров архитектурного освещения в последние годы заметен растущий интерес к протоколу DMX (в противовес к DALI), и мне это кажется полезным.
Чего ты ждёшь от производителей светового оборудования?
Энергоэффективного функционального освещения, а также внимательного отношения к использованию при их производстве редких металлов и их последующей утилизации. И конечно, яркого и тёплого источника света, который будет искриться, если смотреть на него с большого расстояния.
Источник фотографий: сайт Sound Space Vision