8 (83130) 6-98-99

Уроки сценического освещения от Нейла Фрейзера. Выпуск 4

Освещая сцену, художники по свету не только имитируют реальные источники света, но и создают нужное настроение и подчёркивают эмоции актёров.

4.1 Как создать настроение с помощью света.jpg

Что такое настроение сцены?

Картина, которую вы рисуете на сцене, может быть конкретной, абстрактной или чем-то посередине. Например, вы можете создать освещение, имитирующее холодную осеннюю ночь, залитую лунным светом (это очень буквальное освещение) или передать ощущение трагического ужаса (более абстрактная концепция). Или всё вместе: Холодная осенняя ночь, пропитанная ужасом!

4.2 Осенняя ночь ужасов.jpg

Таким образом, с помощью света можно не только определять пространство или время, но и создавать стихии (огонь, воду, воздух) и настроения. У каждого из нас есть собственное понимание того, как визуализировать такие эмоции, как гнев, радость, печаль. Здесь не существует правильных ответов, а есть только наиболее предпочтительные (с вашей точки зрения, а также с точки зрения режиссёра, художника-постановщика, автора пьесы и т.д.).

При этом обязательно нужно принимать во внимание ожидания зрителей — ведь они тоже имеют определённые представления о том, как выглядит то или иное освещение в реальном мире. Это представление помогает им интерпретировать происходящее на сцене, даже если они этого не осознают. Поэтому так важно детально прорабатывать собственные идеи, добиваясь их максимальной эффективности.

4.3 Зрители.jpg

Как создавать настроение?

Для создания настроения работают обычные методы построения световых картин. Всё зависит от ваших конкретных решений: какие приборы и куда именно поставить, какой цвет, интенсивность и форму луча использовать. Так же, как ноты в музыкальном произведении, осветительные приборы таят в себе множество возможностей в зависимости от их взаимного расположения и настроек. Каждая комбинация вносит свой неповторимый вклад в атмосферу спектакля

4.4 Маски настроения.jpg

Путь создания таких световых картин напоминает прогулку по незнакомому городу. С одной стороны, вы имеете базовые знания, которые позволяют задавать себе правильные вопросы. Вы знаете основные углы, под которыми собираетесь направлять приборы, у вас есть некая палитра цветов, и вы можете менять интенсивность различных источников света.

С другой стороны, только практика поможет вам определить, что вам больше нравится, и что вы хотите получить в итоге. Чтобы такая оценка была наиболее объективной, вам нужно постоянно упражняться в следующем:

Наблюдение. Смотрите на мир широко раскрытыми глазами, рассматривайте окружающий вас мир как некую школу работы со светом. Научитесь видеть, как свет образует форму предметов, как он отражается от разных поверхностей. Приучите себя связывать то или иное освещение в реальном мире с вашим самочувствием или настроением.

4.5 Городское утро.jpg

Обучение. Почувствуйте себя художником, который выстраивает композицию своей картины. Учитесь у великих мастеров − Рембрандта, Караваджо, Вермеера, Хокни. Вы должны совершенствовать собственный вкус – понимание того, что именно делает хорошую световую картину.

4.6 Девушка с жемчужной серёжкой.jpg

Эксперимент. Используйте любую возможность для того, чтобы испытать свои идеи, извлечь из них какую-то пользу, сделать практические выводы. Чем больше вариантов освещения вы проработаете для каждой сцены, тем проще будет выбрать лучшие из них.

Приведённые ниже упражнения помогут вам развить в себе необходимые навыки работы со светом и научиться создавать на сцене потрясающие световые картины, полные драматизма и эмоций.

4.7 Журнал художника по свету.jpg

 

Упражнение 1. Подражая реальности

Шаг 1. Выберите одну или несколько сцен из списка (все они происходят на улице):

4.8 Осенние листья.jpg


Полдень в пустыне, ночной лес, листопад, катание на санках, морской пляж, огни большого города

Шаг 2. Выберите маленький участок сцены (примерно один квадратный метр) и поместите туда любой объект: стул, комнатное растение или что-нибудь, что есть под рукой.

Шаг 3. Осветите этот участок, стараясь создать ту сцену, которую вы выбрали на Шаге 1. Обратите особое внимание на выбор цвета и того, как он работает при использовании другого очертания луча, его интенсивности. Не переживайте насчёт того, кого или что конкретно вы освещаете. Сконцентрируйтесь на получении нужного настроения.

Замечания:

  1. Чтобы проделать это упражнение, вам придётся решить, откуда вы будете наблюдать за результатом ваших усилий (где будут сидеть зрители). Эта точка зрения играет важную роль и в следующих упражнениях.
  2. Ключевым моментом этого упражнения является создание сильного и определяющего ключевого источника света — он может имитировать солнце, уличный фонарь или что-то ещё. Чем лучше вы это сделаете, тем более реалистичным будет результат.

Упражнение 2. Свет внутри здания


4.9 Подземный храм.jpg

Шаг 1. Выберите одну из внутренних сцен, представленных в списке:

Утро в классной комнате, подземный склеп, вечерняя служба в храме, тюремная камера, кухня

Шаг 2. Проделайте те же шаги, что в упражнении 1.

Замечание:

В отличие от «уличного освещения», внутреннее складывается из света множества естественных и искусственных источников света. Его эффективность будет зависеть от того, насколько хорошо вы их комбинируете. И конечно, от вашего понимания, как это работает в реальном мире.

Упражнение 3. В фокусе — настроение

4.10 Сосредоточенность.jpg


Шаг 1. Попросите своего друга или коллегу встать в центре светового луча

Шаг 2. Поставьте несколько приборов так, чтобы ваш «актёр» пребывал в одном из следующих настроений:

Подавленность, опасность, безмятежность, нужда, печаль, благоговейный страх, праведность


Замечание:

Как и в предыдущих упражнениях будет неплохо, если вы попросите своих друзей и коллег отгадать, какое именно настроение вы имели в виду. Ваш «актёр» не должен вам помогать, его дело — просто стоять или сидеть на месте. Обстановка тоже не критична — не имеет значения, где именно вы создаёте эту сцену или какие источники света используете. Приоритетным должно оставаться использование ключевого света и хороший баланс с остальными источниками света. Тогда вы сможете создать эффективное, драматическое и захватывающее освещение.

Упражнение 4. Всё относительно

4.11 Девушка-вампир.jpg


Шаг 1. Попросите своего друга или коллегу встать в центре светового луча

Шаг 2. Используйте свет, направленный снизу, чтобы осветить вашего «актёра», как это делается в фильмах ужасов

Шаг 3. Добавьте ещё несколько приборов, чтобы усилить это настроение

Шаг 4. А теперь снова уберите все приборы, кроме нижнего света

Шаг 5. Сделайте нижний свет приглушённым и тёплым

Шаг 6. Если сможете, найдите способ добавить мерцание, как будто на сцене горит костёр

4.12 У костра.jpg

Замечания:

Важно, чтобы вы понимали важность контекста при постановке той или иной сцены. Тот же нижний свет, который наводил ужас, в другом контексте может создавать вполне симпатичное и даже дружелюбное освещение.

Это упражнение стоит выполнить как для себя, так и для того, чтобы показать другим. Когда группа людей наблюдает первый (и весьма убедительный) эффект, достигнутый с помощью нижнего света, едва ли найдётся хотя бы один человек, который может предположить, что тот же самый свет может произвести комфортное и оптимистичное впечатление без изменения фокуса, лишь добавляя цвет. Иногда стоит попросить вашего «актёра» сделать один жест — погреть руки над воображаемым костром. Это ещё раз доказывает важность контекста.

Упражнение 5. На контрасте

4.13 На контрасте.jpg

Шаг 1. Выберите небольшой участок сцены  и поместите в него несколько обычных объектов – стол и стулья, стопку книг, кофейные чашки, вешалку и т.п.

Шаг 2. Выберите одну или несколько пар из перечисленных ниже настроений

Шаг 3. Создайте две сцены, в которых объекты находятся в двух контрастных состояниях:

Ужас/фантазия, свобода/заключение, хорошо/плохо, война/мир, быстро/медленно, горячо/холодно, большой/маленький 

Вы можете проделать это упражнение с любыми парами состояний – не обязательно противоположными. Чем более абстрактными они будут, тем лучше. Всё ограничено только вашим воображением. Чувство юмора тоже не помешает. Итак, попробуйте сделать следующее – или придумайте свои пары:

Сладкий/кислый, Fish&Chips, слабый/сильный, пьяный/трезвый

Замечание:

Все эти «игры» развивают воображение — они заставляют вас генерировать идеи, чтобы каким-то образом оживить пространство. Некоторые из ваших идей могут потребовать дополнительных инструментов, но всё же постарайтесь обойтись малым. Используйте любое постороннее замечание для того, чтобы найти какие-то быстрые решения — творите и веселитесь, а редактировать нашу сцену мы будем потом.

Упражнение 6. Простая история



4.14 Семейная сцена.jpg

Шаг 1. Вспомните детскую сказку или стишок, лучше, если они будут очень простыми

Шаг 2. Подумайте о том, как вы можете рассказать эту историю, используя всего несколько осветительных приборов и небольшое количество предметов (например, ботинок, ткань, боб или даже корову)

Шаг 3. Создайте нужное освещение на небольшом участке сцены, стараясь проникнуть в суть пьесы

Шаг 4. Попросите кого-нибудь, кто не мог наблюдать за ходом вашей работы, прокомментировать полученный результат. Будет прекрасно, если этот человек сможет угадать то настроение, которым вы вдохновлялись. Это гораздо важнее, чем понять сюжет.

Замечание:

Если вам не удастся достичь желаемого, подумайте ещё раз о том, как вы доносите свои идеи до зрителей. Подумайте о том, как выглядит ваша работа для того, кто видит её впервые — и с этой точки зрения пересмотрите выбранные вами углы, очертания и цвета. Постарайтесь не делать распространённую ошибку — не усложняйте. Помните, что сила — в простоте. Если вы всё ещё затрудняетесь, перечитайте предыдущее замечание или попросите у кого-нибудь совета.

Упражнение 7. Главная мысль


4.15 Царь Эдип.jpg

Шаг 1. Возьмите какую-нибудь греческую трагедию в хорошем переводе и тщательно её изучите. Это может быть «Агамемнон» Эсхила, «Царь Эдип» Софокла или «Электра» Эврипида.

Шаг 2. Представьте, как бы вы рассказали эти истории с помощью света и нескольких предметов — ножа, ботинка, одежды и т.д.

Шаг 3. В небольшом пространстве создайте одну или несколько сцен без участия актёров. Не цепляйтесь за сюжет, но передайте настроение пьесы.

Замечание:

Греческие трагедии могут быть довольно запутанными, но сейчас мы словно конспектируем её сюжет, добираемся до самой сути. Старайтесь не работать на слишком большом участке сцены и помнить, что здесь не бывает «правильных» и «неправильных» ответов. Хотя мнение кого-то заинтересованного и позитивно настроенного может быть очень полезным.

Упражнение 8. Постановка сцены


4.16 Вильям Шекспир.jpg

Шаг 1. Выберите одну из известных вам шекспировских сцен – пересмотрите их или перечитайте, чтобы освежить в памяти:

Сцена на балконе («Ромео и Джульетта»), первая встреча Макбета с колдуньей, разговор Гамлета с могильщиком, смерть Клеопатры («Антоний и Клеопатра»), убийство Юлия Цезаря («Юлий Цезарь»)

Шаг 2. Выберите небольшой участок сцены и поместите внутри него несколько повседневных предметов – стол со стульями, стопку книг и т.д.

Шаг 3. Создайте световую сцену, концентрируясь на том, чтобы как можно вернее передать её настроение, самую суть этой сцены.

Замечание:

Что не слишком важно для этого упражнения — так это то, как выглядит актёр в вашем освещении. Гораздо важнее, сможете ли вы передать зрителю нужное настроение. Однако когда вы закончите упражнение, полезно будет попросить кого-нибудь постоять или пройти сквозь освещённый вами участок сцены.

Упражнение 9. Разыгрываем драму


4.17 Последний вздох.jpg

Шаг 1. Выберите одну из знакомых шекспировских сцен, пересмотрите их или перечитайте, чтобы освежить в памяти:

Смерть Меркуцио («Ромео и Джульетта»), убийство Банко («Макбет»), сцена суда («Венецианский купец»), речь Генри V перед битвой («Генри V»), смерть Дездемоны («Отелло»)


Шаг 2. Выберите небольшой участок сцены и поместите туда кого-нибудь: студента, друга или коллегу в качестве «актёра».

Шаг 3. Создайте одну световую сцену для вашего спектакля, концентрируясь на том, чтобы ваш актёр находился в нужном настроении, «совпадал» с этой сценой (так, как вы это понимаете).

Замечания:

  1. Выполнить одновременно две задачи: хорошо осветить актёра и передать настроение пьесы — не так-то просто.
  2. Интересно, удалось ли вам сохранить это настроение на всей протяжённости выбранного вами участка. Другими словами, может ли ваш «актёр» перемещаться в пределах вашего участка, сохраняется ли достигнутое вами впечатление?
  3. Самое важное, что вы должны вынести из всех этих упражнений — то, что вы учитесь как на ваших успехах, так и на ваших ошибках. Накапливая знания и опыт, обогащая свой словарь и возможности по ходу работы, вы растёте как профессионал.
Это был 4-ый урок Нейла Фрейзера. Посмотреть все выпуски Уроков сценического освещения можно по ссылкам:

Урок 1. Задачи сценического освещения и подходы к их решению
Урок 2. Выбор угла освещения
Урок 3. Театральный свет. Радуга на сцене
Урок 4. Как создать настроение с помощью света
Урок 5. Создание световых картин
Урок 6. Соберём всё вместе

Новости

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить